Views Comments Previous Next Search
Как заработать
3 000 000 долларов
одним снимком — Приглашенный редактор на Look At Me

Приглашенный редакторКак заработать
3 000 000 долларов
одним снимком

Приглашённый редактор Андрей Рогозин о самом дорогом фотографе мира Андреасе Гурски

В ММСИ проходит выставка«Пути немецкого искусства с 1949 года по сегодняшний день». Мы попросили профессионального фотографа и преподавателя фотографии в школах Photoplay и Photohelp Андрея Рогозина рассказать об одном из самых ярких немецких художников Андреасе Гурски, чьи снимки стоят по три миллиона долларов.

Как заработать
3 000 000 долларов
одним снимком. Изображение № 2.

The Rhine II, 1999. 1,564 на 3,083 метра. Стоимость: 4 338 500 долларов

Как заработать
3 000 000 долларов
одним снимком. Изображение № 3.

Андреас Гурски

Кто только и как только не снимал пейзаж за последние полтора века. Трудно даже представить тысячи фотографов, которые бродили по полям, лесам, горам и побережьям нашей планеты с камерой и искали, искали, искали свой ключ к красоте. Но ни у кого из них не получилось сделать работу, которая стоила бы чуть больше 3 000 000 долларов. А Андреас Гурски выдаёт на-гора работы подобного плана регулярно, из года в год. В чём же его секрет?

Для того чтобы понять автора, нужно познакомиться с ним как с человеком, понять к какой культуре он принадлежит, кто его зрители и почему они сделали его великим. Ведь именно зритель «делает» автора, никак иначе. Андреас Гурски родился в 1955 году в семье, для которой профессиональная фотография была своего рода традицией: три поколения семьи Гурски занимались фотографией, причём отец Андреаса был весьма успешным и востребованным рекламным фотографом. По словам самого Гурски, фотография не интересовала его вплоть до окончания школы. И только в конце 70-х, в известной фотографической школе в Эссене он начал серьёзно заниматься съёмкой. Темой, которая волновала Гурски с самого начала его фотографической карьеры, был пейзаж. С самого начала он искал свой способ передать взаимоотношения человека и пейзажа, как в прямом, так и в переносном смысле этого слова. Фигура человека в кадре и следы деятельности человека в кадре. Герои Гурски абсолютно анонимны, они — муравьи в мегаструктуре человеческого муравейника. Сами по себе они автору не интересны, а вот муравейник в целом, его структура, его законы, его влияние на окружающий мир — да, это как раз та тема, которой Гурски посвятил свою жизнь.

Как заработать
3 000 000 долларов
одним снимком. Изображение № 4.

Paris, Montparnasse, 1993. 1,87 на 4,278 метра. Стоимость: 2 429 133 долларов

 

И именно этот подход к реальности, эта постановка задачи вывели его в 80-е годы, когда фотография как раз проникала в «большое» галерейное искусство в Европе, в число самых известных авторов. Ведь красоту нетронутой человеком природы кто только ни пытался запечатлеть, фактически вся пейзажная фотография XIX и первой половины XX века посвящена именно этой теме. Посмотрите Анселя Адамса — его панегирик природе является своего рода абсолютом этого жанра. И архитектуру тоже каталогизировали съёмкой «в лоб», беспристрастно сохраняя для истории, все, кому ни лень, взять того же Джона Шарковски. Но что Адамс, что Шарковски — лишь яркие представители своих течений, не их родоначальники, не их законодатели.

Как заработать
3 000 000 долларов
одним снимком. Изображение № 5.

Chicago Board of Trade II, 1999. 1,574 на 2,840 метра. Другой снимок из этой серии Chicago Board of Trade III продан за 3 530 231 долларов.

 

А вот Андреас Гурски создал новое. Он увидел с помощью камеры скрытые структуры и закономерности людского общества как единого организма, он смог прикоснуться через пейзажную и архитектурную фотографию к «тайной энциклопедии жизни рода людского». В его фотографиях читается тиканье отлаженного часового механизма современного постиндустриального общества. Да, формально Гурски снимает фабрику, биржу, стадион, но на самом деле он снимает «карту» общества. Дадим слово самому фотографу: «Я позволяю реальности влиять на меня только в очень специфических обстоятельствах. Или у меня будет очень точный образ современной фабрики, или же я откачусь к изображению, которое уже тысячу раз было. [...] Я чувствую себя каким-то фиксирующим устройством, выражающим дух нашего времени».

Как заработать
3 000 000 долларов
одним снимком. Изображение № 6.

Ferrari I, 2007. 80,8 на 136 сантиметров. Стоимость: 559 938 долларов

 

Но поговорим уже конкретно о фотографии. Что позволило (кроме идеи, конечно) стать Гурски великим «галерейным» фотографом? Качество, качество и ещё раз качество (его работы обычно имеют размер в несколько метров) и композиционный подход, построенный на нём. Работы Гурски воспринимаются как на макро, так и на микроуровне. Смотрим на работу издалека — чётко и ясно наблюдаем всеобъемлющую сложную структуру; подходим ближе — видим простые кирпичики, из которых она сложена. Качество, раньше доступное только серьёзной живописи и никак не ассоциировавшееся с фотографией. Но Гурски ломает этот подход и выводит фотографический язык на новый уровень структурной сложности. Да, это требует огромных технических усилий, основная часть его фотографий сильно отретуширована, это месяцы и месяцы весьма непростой постобработки. Но, как говорит сам автор: «В конце важно само изображение, а не то, как оно было сделано». И зритель с ним соглашается, так сказать «голосует рублём», признавая тем самым право фотографии быть «сложным» искусством, а не только той или иной формой фиксации реальности. Этот новый взгляд на людей и вывод на новый уровень фотографического языка и делают Андреаса Гурски великим фотографом, а его работы — самыми дорогими фотографиями в мире.

Как заработать
3 000 000 долларов
одним снимком. Изображение № 7.

Kamiokande, 2007. 2,22 на 3,57 метров.

Рассказать друзьям
8 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются