В конце прошлого года представители "Большой тройки" Америки - GM, Chrysler и Ford, оказались лицом к лицу с кризисом - продажи автомобилей в США начали стремительно падать, достигнув в октябре рекордно низкой отметки за 25 лет. Несмотря на отсутствие денег у концернов, по-прежнему нужно было выплачивать зарплаты сотрудникам и рассчитываться с поставщиками. В середине ноября 2008 года концерны GM и Chrysler оказались на грани банкротства и без финансовых вливаний со стороны государства кризис им было не пережить.
После обращения руководителей GM и Chrysler за помощью к Конгрессу США прошло немало слушаний по этому вопросу. Сначала сенаторы были согласны выделить десятки миллиардов долларов из 700-миллиардного "антикризисного" бюджета США на спасение крупнейших мировых автопроизводителей. Но потом конгрессмены передумали и потребовали представить детальный план реструктуризации компаний, которая бы обеспечила успешную конкуренцию с японскими и европейскими автопроизводителями. А для этого американским автогигантам требуется отказаться от выпуска мощных, больших и прожорливых внедорожников, заменив их экологичными моделями - гибридными машинами и малолитражками. Причиной тому стали потребители, которые последние несколько лет отдают предпочтение экономичным автомобилям из-за роста цен на топливо.
В середине декабря, когда мировая общественность уже похоронила в мыслях легендарный американский автопром, действующий на тот момент президент США Джордж Буш согласился выделить компаниям GM и Chrysler сумму в 17,4 миллиарда долларов. С условием того, что те озаботятся выводом на домашний рынок экономичных и экологически чистых автомобилей. Мол, хватит выпускать машины с многолитровыми "восьмерками" под капотом - пора снижать нефтяную зависимость Америки и улучшать экологию.
Проходившее в январе этого года детройтское моторшоу впору было проводить под лозунгом "Электромотор - в каждую машину". Вместо традиционных мощных внедорожников, пожирающих бензин литрами, на стендах компаний стояли лишь гибриды, электромобили и модели, оснащенные экономичными турбодизелями. Cadillac, входящий в концерн GM, представил на выставке купе Converj, оснащенное такой же гибридной установкой, как Chevrolet Volt. А компания Chysler представила на моторшоу сразу три экологичных автомобиля - полностью электрический спорткар Dodge Circuit EV, внедорожник Dodge Patriot EV, оснащенный гибридной силовой установкой, и четырехместный гибридный седан Chrysler 200C EV, являющийся прототипом новой модели Sebring.
Автомобильные эксперты считают, что хоронить американский автопром пока рано - несмотря на то, что выставка проводилась на этот раз больше для чиновников, нежели для журналистов, легендарные внедорожники и muscle cars еще поживут какое-то время. Но факт остается фактом - потребители "голосуют долларом" в пользу экономичных и экологически безопасных автомобилей. Поэтому в настоящее время мы наблюдаем глобальное перерождение автомобильной промышленности США. Хотя пока неизвестно - на сколько времени представителям "Большой тройки" хватит выделенных миллиардов, ведь по подсчетам аналитиков, на самом деле, для преодоления кризиса американским автопроизводителям потребуется от 75 до 125 миллиардов.
Комментарии
Подписаться