Футболка — это больше чем просто одежда, это способ показать, кто ты, что любишь, что чувствуешь, где был. На протяжении нескольких десятилетий человечество доказывает истинность этой фразы, которую можно прочитать на сайте Uniqlo. Принты с музыкальными группами, кинопостерами и лозунгами — главные способы идентификации, пока люди до конца не освоили продолженную реальность.
В 2008 году, когда весь мир снова обратился к 80-м, японская компания Uniqlo решила поставить на футболки картины известных художников Кифа Харинга и Жана-Мишеля Баския. Они оба заслуживают особенного внимания, но эта история — о Харинге.
Киф Харинг — один из самых известных художников 80-х, звезда нью-йоркской сцены альтернативного и современного искусства. Он был одновременно кумиром и другом многих художников, общался с Энди Уорхолом, Деннисом Хоппером, Мадонной, Йоко Оно, Жаном-Мишелем Баския. Был принят критиками, выставлялся в лучших галереях мира, достиг коммерческого успеха, при этом оставаясь более чем простым человеком и продолжая работать в студии и на улицах. Киф Харинг стал настоящим героем целого поколения, одним из лидеров поп-арт-сцены, символизирующим и олицетворяющим Америку 80-х.
Родился Киф Харинг 4 мая 1958 года в небольшом городе Кацтаун штата Пенсильвания. «Отец учил меня создавать собственных персонажей, а уж в последнюю очередь копировать мультипликационных и комиксных героев, как делало большинство. Сам он рисовал очень простых персонажей, в одну линию, и я старался ему подражать», — рассказывал в одном из ранних интервью Киф.
Харинг известен манерой изображать то, что он видит вокруг себя — он не раз саркастически описывал американскую поп-культуру и окружающее его общество потребления.
Питтсбург
Огромное впечатление на Харинга произвела экскурсия в вашингтонский Музей Хиршхорна, где тогда выставлялась серия работ Энди Уорхола «Мэрилин». Вкупе с советами родителей это и повлияло на выбор профессии — в 1976 году он поступил в Питсбургскую школу искусств на отделение графического дизайна в области рекламы. Отучившись шесть месяцев, Киф понял, что не хочет быть коммерческим художником. Меняя время от времени работу, Харинг попал на службу в кафе одной химической компании, которая дала ему возможность провести первую выставку рисунков.
Немалое влияние на молодого Харинга оказывали художники Жан Дюбюффе, Пьер Алешински, Марк Тоби, Энди Уорхол, Джексон Поллок, Стюарт Дэвис и многие другие, и в 1978 году в питсбургском Центре искусств прошла первая успешная выставка Кифа Харинга.
Нью-Йорк
Прекрасно понимая, что в Питсбурге развиваться некуда, Киф решил переехать в Нью-Йорк, что кардинально изменило его судьбу. Харинг поступил в Школу изобразительных искусств, где начал изучать графику и живопись, скульптуру и историю искусства. Студентом он экспериментировал с языком, под впечатлением от творчества Уильма Берроуза и Дженни Хольцер создавал видеоинсталляции и коллажи. Именно тогда, в 1978 году, появились его первые работы с линиями, трансформирующимися в геометрические фигуры и символы.
В то время граффити в Нью-Йорке находилось на пике своей десятилетней эволюции, и власти не знали, как сделать вагоны метро и стены чистыми. Под впечатлением от нью-йоркского граффити, Харинг понял, что хочет работать на улице. Киф был уверен, что 95% людей вряд ли пойдут в музеи и галереи, а ему было важно внимание простых людей. Вместо тега, классической подписи райтера, Харинг предпочел лого — ребенка с ореолом. «Я выбрал изображение ребенка в виде лого, так как это самое чистое и самое позитивное, что может быть у человечества», — объяснял он.
В это же время Харинг случайно обнаружил пустые черные панели для размещения рекламы в нью-йоркской подземке и понял, что это отличное место для творчества. «Когда я обнаружил эти панели, понял, что это именно то, что я искал все два года пребывания в Нью-Йорке. Я нашел отличный способ коммуникации с граффити-райтерами без подражания им. Но это меня сделало немного уязвимым, полиция могла поймать», — говорил Киф.
В чем же заключалось мастерство Харинга, что было его особенностью? Главное в творчестве Кифа — его четкое понимание концепции, что отражалось и в технике, — все его работы выполнены в одну линию, без каких-либо корректировок и набросков, пропорции при этом идеально соблюдены.
Киф объединял свою личную жизнь и искусство, активно использовал творчество для защиты прав геев, а позднее, когда в США началась эпидемия СПИДа, активно пропагандировал безопасный секс.
Популярность
В 1982 году Киф понял, что не справляется, и его личным агентом стал галерист Тони Шафрази, который и помогал Харингу с организацией его первой масштабной соло-выставки в собственной галерее. На открытии были Рой Лихтенштейн, Роберт Раушенберг, Сол Ле Витт и другие знаменитости из мира современного искусства. В общей сложности выставку посетили почти четыре тысячи человек, и это позволило Кифу перейти на новый уровень.
Харинг начал ездить в другие города и создавать скульптуры на детских площадках, оформлять гигантские стены — от Берлинской стены до церкви в итальянской Пизе. Очень много времени Харинг посвящал работе с детьми, в каждой поездке старался организовать для них как можно больше благотворительных проектов, семинаров и мастер-классов. Большинство его крупномасштабных работ на стенах в Европе (а их на тот момент было около 50) создано при участии детей.
В 1984 году Харинг пригласил на свой день рождения в клуб Paradise Garage, полностью снятый для его вечеринки, тогда еще начинающую Мадонну. Киф сам оформил ей платье и впервые к конкретному событию создал футболки со своими принтами. Для каждого, кто подходил к Харингу с просьбой об автографе на его футболке, он нарисовал индивидуальное изображение.
В 1985 году Киф стал активным борцом со СПИДом и начал выступать против апартеида в ЮАР. Основанный им в 1989 году Фонд Кифа Харинга (The Keith Haring Foundation) функционирует до сих пор, помогая юношеским и детским организациям, а также больным СПИДом.
16 февраля 1990 года легендарный американский художник Киф Харинг умер от СПИДа. Ему был 31 год.
Киф и Uniqlo
В 2008 году, к 50-летию со дня рождения Кифа Харинга, компания Uniqlo Japan в рамках направления UT выпустила футболки с работами легендарного художника. В рекламе, посвященной этой линейке, снялся сам Futura 2000 (Ленни Макгуар) — живая легенда граффити и близкий друг Кифа.
Появление такой рекламы было возможно только в Японии, где ко всему, в том числе и к производству и качеству одежды, предъявляются самые высокие требования. Поэтому Ленни, сам руководящий собственным брендом, и доверил производство японцам.
В коллекционной серии также вышли футболки с картинами Жана-Мишеля Баския, который не раз работал вместе с Кифом, а лицом рекламной кампании стала голливудская актриса Хлоэ Севиньи.
Также в 2008 году вышел документальный фильм о жизни и творчестве Кифа Харинга The Universe of Keith Haring.
Полный текст статьи про Кифа Харинга
Текст - Дмитрий Оскес
Комментарии
Подписаться