Views Comments Previous Next Search

«Печа-куча» — японский формат «бла-бла-бла»

336860
Написалuniqlo1 апреля 2010
336860

«Печа-куча» — арт-движение, зародившееся в Японии, о котором мы решили непременно рассказать всем, кому это может быть полезно. Как и где применить «Печа-куча», читайте ниже.

В прошлый раз мы рассказывали вам о креативном и добром проекте «Свитер „Мир”» авторства молодого японца Риотаро Бордини Чикуши. Рио, продюсер из Токио, помимо прочего представил свой проект в октябре прошлого года на «Печа-куча Токио найт».

Придя 31 марта в токийский клуб SuperDeluxe, вы попадете на одно из регулярных мероприятий клуба — ночь «Печа-куча», где проходят презентации проектов, подобных «Свитер-миру», или совершенно противоположных, в формате 20×20. Здесь, в SuperDeluxe, семь лет назад все и началось.

Основателями движения «Печа-куча» стали экспаты из Европы Астрид Кляйн и Марк Дитам из архитектурного бюро Klein Dytham Architecture (KDA). Ситуация для Японии вполне типичная: кажется, все самое новое и передовое рождается здесь, в футуристической Стране восходящего солнца, однако довольно часто к этому прикладывает руку какой-нибудь европеец. Так же произошло и с «Печа-куча». Родилась в Токио, родители — из Европы: мама Астрид — итальянская немка, папа Марк — из Великобритании. Что ж, микс культур идет миру только на пользу, хороший пример тому — синтез идей и бэкграунда Запада и Востока — «Печа-куча».

Основав в Токио архитектурное бюро KDA, Марк и Астрид по долгу службы подолгу присутствовали на презентациях коллег или молодых дизайнеров, мечтающих присоединиться к KDA. Пока одни волновались и потели, представляя проект, другие тоже потели, ожидая окончания скучной презентации. Марк и Астрид решили положить конец мучениям обеих сторон и придумали жесткое, но, как и все гениальное, простое правило: 20×20.

«Печа-куча» — японский формат «бла-бла-бла». Изображение № 1.

Pecha-kucha (ペチャクチャ) в переводе с японского — «бла-бла-бла», «болтовня» или «звуки беседы». Автор по очереди показывает 20 слайдов по 20 секунд каждый, сопровождая их комментариями в течение 7 минут. Слайды сменяются автоматически, то есть никаких «следующий слайд, пожалуйста» или «можно назад?».

Формат «Печа-куча 20×20» позволил делать презентации короткими и динамичными. Из 150 фотографий выступающему нужно отобрать 20 самых лучших и интересных. 20-секундное ограничение тоже не позволяет растекаться мыслью по древу. В результате — сказано самое важное, внимание публики не потеряно, интерес к проекту возрос. Гениально. Просто.

Первая ночь «Печа-куча», ночь презентаций в формате 20×20, прошла в баре (галерее, клубе, креативной кухне) SuperDeluxe в Токио в феврале 2003 года. Поначалу она задумывалась как одноразовое мероприятие для молодых дизайнеров, чтобы познакомиться, обменяться идеями и представить проекты широкой публике. Публике понравилось. И KDA стали просить провести ночь «Печа-куча» снова. А потом снова, снова и снова... 31 марта в Токио пройдет уже 71-я «Печа-куча».

Желающие выступить обращаются к организатору, и в назначенную ночь представляют что угодно, как угодно и где угодно. В неформальной обстановке люди собираются и делятся идеями и мыслями, показывают работы и фотографии. После каждой презентации делается перерыв на drink & talk для обмена идеями, которые становятся творческим катализатором.

Кроме правила 20×20 ограничений нет. Презентации бывают: личными, под названием «Про мою жизнь» (из 20 фото, вырванных из повседневности); собственных арт-объектов; биография исполнителя или идея для нового дорожного знака; отчет о путешествии по Сибири или авангардистская поэма в картинках и стихах — и все это в формате «Печа-куча». Нестандартность тем делает каждую «Печа-куча» похожей на коробку шоколадных конфет, как говорил герой Тома Хэнкса в фильме «Форрест Гамп».

Презентаторами могут быть и девочка пяти лет, как это было с дочерью Астрид, представившей свои рисунки, и пожилая леди (69-летняя мама Марка показала многоярусные свадебные торты собственного изготовления). Формат «Печа-куча» можно использовать как в офисе, чтобы показать коллегам последние фотографии со строительного участка, так и дома, чтобы быстро и увлекательно рассказать друзьям о поездке.

Ночи «Печа-куча» проходили в барах и ресторанах, клубах и пивных, галереях и театрах, в сквотах, садах, студиях и университетах, церквях и неиспользуемых тюрьмах, на пляжах, крышах, в бассейнах и даже в карьере! Ну или просто у кого-нибудь дома. Самой многочисленной стала ночь «Печа-куча» в Лондоне, куда пришли две тысячи человек.

«Печа-куча» — японский формат «бла-бла-бла». Изображение № 2.

Все начиналось с одной вечеринки в Токио семь лет назад, а сегодня на карте «Печа-куча» — 280 городов. «Печа-куча» превратилась в общественную организацию, фонд и зарегистрированную торговую марку, хотя ничего не продает. Девиз «Печа-куча» — Pecha-kucha Night is for content and not profit («Ради содержания, а не прибыли»). Как и семь лет назад, DKA до сих пор поддерживает глобальную сеть «Печа-куча», тратя на это силы, энергию и время сотрудников. Для поддержки проекта организован фонд, средства из которого идут на поддержку креативных проектов. Формат «Печа-куча» защищен авторскими правами, которые принадлежат DKA. Для того чтобы провести ночь «Печа-куча» в новом городе, нужно заключить некоммерческое соглашение с DKA и получить официальную лицензию на использование формата.

Первым и пока единственным городом в России, где проходят официальные вечеринки «Печа-куча», стал Санкт-Петербург. Культурные промоутеры Михаил Барсегов и Денис Рубин рассказывают, что они добивались этого несколько лет — и наконец успех. Теперь на 31 марта у вас есть альтернатива: Токио или Санкт-Петербург.

«Печа-куча» — японский формат «бла-бла-бла». Изображение № 9.

На вопрос: «Социальная ли сеть „Печа-куча”?» — ее основатели отвечают: «Нет, потому что нет ничего социального в социальных сетях, и нет ничего более социального, чем встать из-за компьютера, прийти в реальное место с реальными людьми, реальным пивом, реальным общением и где реально весело».

Если через две недели вы не собираетесь ни в Токио, ни в Питер, получить представление о «Печа-куча» можно, посмотрев одну или несколько из 735 презентаций на pecha-kucha.org. Мы будем рады, если из потока Uniqlo вы сможете почерпнуть для себя что-то интересное и полезное.

Из Токио в Москву: микс культур, как говорится, только на пользу.

Источники фотографий: design.architempo.netpecha-kucha.org

Рассказать друзьям
3 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются