Views Comments Previous Next Search

Фикс: инструкция по применению

4747465
Написалhotmail30 декабря 2010
4747465

Проект «Дай идее ход» создан при поддержке самой популярной электронной почты в мире (по данным Comscore) – Hotmail.com. 
Очень часто самые гениальные мысли начинают свой жизненный цикл в самых неожиданных форматах – они могут быть записаны на салфетке или бережно храниться в телефоне в папке "черновик". И ты никогда не можешь знать заранее, с чего начнется твоя идея, но она непременно обретет жизнь, если сначала станет письмом. Поток «Дай идее ход» рассказывает об идеях, их создателях и том, что у них получилось.







Изображение 1. Фикс: инструкция по применению.. Изображение № 1.
        

Дата рождения идеи: конец июля 2009 года 

Дата запуска проекта Fixie.ru
: декабрь 2009 года


Количество клиентов в месяц
: около 30-35

Количество проданных велосипедов fixed за год: из проданных компонентов было собрано 30-40 велосипедов


Изображение 3. Фикс: инструкция по применению.. Изображение № 2.

Об идее

Всё лето 2009 года я пытался собрать свой собственный фикс и обнаружил, что собирать не из чего. В Москве (да и в России) был практически вакуум с запчастями для fixed gear велосипедов. Конечно, были и есть магазинчики при велотреке в Крылатском, где можно купить профессиональные, достаточно дорогие трековые компоненты. Или попытаться там же купить с рук старые укатанные поколениями спортсменов-юниоров рамы и запчасти, произведенные ещё во времена СССР (свою первую ушатанную раму за совершенно неадекватные деньги я в итоге так и купил). Можно ещё было пойти на велорынок в Сокольники, но это уже совсем лотерея, любой неопытный покупатель в этом месте — потенциальная жертва продавцов-барыг. Выходило так: либо бери что-то не бюджетное, либо совсем хлам, либо иди на базар — без нормальной альтернативы.

Изображение 12. Фикс: инструкция по применению.. Изображение № 3.

1. Типичный вид советских трековых колес производства ХВЗ, которые можно купить на разных форумах и барахолках 2. Мой первый фикс, с которого всё и началось. Рама — какая-то самоделка советских умельцев. 3. Так обычно выглядит советская трековаря рама для постройки фикса, причем это очень хорошая сохранность


К тому же мне стукнуло тридцать лет и хотелось реализоваться в чем-то более вещественном, прикладном, утилитарном, чем эфемерный дизайн, которым я занимался до этого 12 лет.

В итоге получалось как со штанами, кедами, или какими-то другими штуками: ты знаешь, что есть хорошие и нужные вещи, но их в России нет и не будет никогда, а единственный способ их тут материализовать — это начать возить самому. Вот и начал.


Изображение 4. Фикс: инструкция по применению.. Изображение № 6.

О фиксах

Сложно сказать, когда я понял, что хочу заниматься именно фиксами. Наверное, когда пришло понимание того, что такое фикс и что это интересная, многогранная концепция — физкультура и спорт, способ самовыражения, материальный дизайн, часть моды и стиля, инженерная конструкция (я по образованию инженер), технология, конструктор для взрослых мальчиков и девочек, протест в конце концов, ведь велосипед в Москве — это чистый протест. 

 

Изображение 5. Фикс: инструкция по применению.. Изображение № 7.

О фабриках Тайваня

Я стал думать, как может развиваться вся эта идея с запчастями. Было два пути. Первый — найти бренды, производящие трековые и фиксовые компоненты, договориться с ними, возить сюда. Посчитал: вышло, что вложить нужно много, стоить будет дорого, продаваться будет мало. Какой тогда смысл? Тогда я подумал, что есть второй путь — пойти напрямую туда, где всё это делается, придумать бренд, развивать его и сразу работать на будущее, вне зависимости от желания больших поставщиков и капризных марок. Если же говорить о цене, то всё получалось очень хорошо: доступные, надежные запчасти, и, следовательно, много велосипедов — это и было основной идеей!

В августе 2009 года я начал искать контакты с фабриками Тайваня (в континентальный Китай решил принципиально не обращаться). За 2 недели написал и ответил примерно на 1000 писем и мне повезло, менеджер одной из крупнейших фабрик Тайваня познакомил меня с нынешним агентом, без которого, наверное, ничего бы не вышло. С агентом дела пошли в 10 раз быстрее, она помогла мне понять систему координат, как и что устроено на рынке вело-производителей в Тайване, помогала общаться с фабриками, где менеджеры говорили только по-китайски, звонила напрямую. Общаться начали сразу по скайпу. Всё это очень ускорило процесс, и в ноябре 2009 года мы отправили первую партию в Москву. То есть от задумки до отправки прошло всего 4 месяца!

Изображение 16. Фикс: инструкция по применению.. Изображение № 8.

Это мой агент на Тайване. Чи Чао Эн.


Самым сложным в этом всём оказалось понять психологию людей другой ментальности. В Москве ожидаешь мгновенной реакции, быстрых ответов. С такими ожиданиями совершенно теряешь ориентацию, когда люди с фабрики отвечают на письмо 4 дня или пишут тебе не о том, о чем ты спрашивал. Теперь я к таким вещам уже привык, но тогда были шок и злость. 

 

Изображение 6. Фикс: инструкция по применению.. Изображение № 9.

О группировках «суровых» фиксеров

Изначально всё было более чем демократично, в расчете на молодых людей, у которых не так уж хорошо с финансами, зато хорошо с головой и принципами.

Я был приятно удивлен людьми, которые стали делать заказы. Ожидал, что это будут модники, кому важна не идея, а только оболочка, так как тема все-таки уже была в тренде. А оказалось, что это немного другие персонажи: умные, интеллигентные, но при этом такие «с района», я бы даже сказал «суровые». Например, достаточно серьезная «группировка» фиксеров сформировалась в ЮВАО, в районе Люблино. Это вам не ЦАО, поверьте.

Изображение 17. Фикс: инструкция по применению.. Изображение № 10.

1. Fixed Gear Moscow после летней гонки по улицам города 2. Старт уличной гонки.


Также был приятно удивлен, что очень многие действительно катаются на фиксе, ежедневно, а не просто полируют его и выкладывают фотографии в вконтакте и фейсбуке. Именно эти люди двигают велокультуру Москвы, выезжая на улицы и показывая, что в городе можно достаточно успешно (и стильно) перемещаться на велосипеде!

 

Изображение 7. Фикс: инструкция по применению.. Изображение № 12.

О том, как велосипедисту выжить в Москве

У fixed gear велосипеда ровно столько же плюсов, сколько и минусов — ведь это одни и те же вещи, разница только в том, как их воспринимать. Например, одна скорость — это хорошо или плохо? А фиксированная передача без свободного хода? На эти вопросы нет однозначного ответа. 

С одной стороны, одна скорость — мало, а с другой — подъемов почти нет, и зачем 2 десятка передач, которые нужно постоянно настраивать и следить за ними? С одной стороны, постоянно крутить педали не прикольно (особенно с горки), а с другой — это своеобразный фитнес и более четкий контроль велосипеда.

Ответ у каждого возникает после того, как он сделает небольшой заезд. Из всех моих знакомых нет ни одного, кто, попробовав, сказал бы, что это неудобно. На это ощущение подсаживаешься как на наркотик, ведь когда едешь на фиксированной передаче, это как бег, только очень быстрый, а вместо ног — велосипед.

Если говорить о езде, то тут нужно сразу поставить рамки. Во-первых, на фиксе нужно ехать по проезжей части (вообще движение велосипеда по тротуару запрещено ПДД), так как для преодоления бордюров он мало приспособлен. Во-вторых, езда на фиксе не отменяет основных законов ПДД в общем и езды на велосипеде по проезжей части в частности. В-третьих, велосипед и велосипедист должны быть подготовлены для езды по проезжей части. Если учитывать всё это, то на фиксе ездить по городу Москва настолько же опасно, как и на любом другом велосипеде, то есть опасно.

В целом Москва — к велосипедисту город очень агрессивный, тут и на машине-то страшно, сами знаете. 

Многие думают, что фикс — это такой велосипед вообще без тормозов, и едет на нем парень в шортах, майке без шлема и в наушниках, в темное время перемещающийся без светового маячка и светоотражающей одежды. Это так и есть, хахаха!

А по делу, тормоз ставить никто не запрещает (если только вероисповедание). Также — шлем, яркая одежда со светоотражающими полосами, как минимум — задний фонарик для темного времени суток, соблюдение ПДД, контроль за знаками и постоянный контроль движения, постоянная оценка ситуации на шаг вперед. Велосипедист (как и скутерист, и мотоциклист) находится в ситуации жертвы на дороге, и должен учитывать это при езде.

 

Изображение 8. Фикс: инструкция по применению.. Изображение № 13.

Об интересных велосипедах

Аналогов нет, но есть много интересных велосипедов, которые подходят для города не хуже (а часто и лучше), чем фикс.

В первую очередь, классический dutch bike: традиционная, стильная стальная рама, одно- или трехскоростной (с планетарной втулкой), с фарой, крыльями, часто корзинкой, на больших колесах. Идеальный городской велосипед для езды на небольшие дистанции. Их выпускают Batavus, Electra, Pashley, Gazelle, Abici и другие — в основном европейские марки со своими традициями. 

Ещё есть целый класс так называемых commuters — односкоростные (либо трехскоростные, с планетарной втулкой) велосипеды со свободным ходом и двумя тормозами. Выглядит часто как фикс. Есть очень красивые, так называемые path racers, аналоги скоростных велосипедов начала века, например, Pushley «Guvnor». Бывают дизайнерско-футуристичные, типа складного iF Mode или пост-модернистического Vanmoof. Хотя, чаще всего это просто утилитарные велосипеды с дружелюбным дизайном. Почти у любого производителя есть что-то подобное в линейке.

Не стоит забывать про складные велосипеды — очень удобная штука, если, например, вы живете на окраине, а работаете и перемещаетесь преимущественно в центре. Такой велосипедик складывается в конструкцию с ручкой и колесиком, а на месте превращается в забавный, но вполне работоспособный велосипед. Делают их Dahon и Strida.

Хотя, если отбросить все предрассудки о стиле и моде, то для такого города, как Москва (и почти любого города России), с его дорогами и колдобинами, лучше всего подойдет модифицированный легкий hardtail велосипед, с колесами 26 дюймов, резиной, замененной на узкий слик, с крыльями и, возможно, уменьшенным количеством передач. 

Изображение 19. Фикс: инструкция по применению.. Изображение № 14.

1. Electra «Amsterdam» 2. Batavus «Old Dutch» 3. Pashley «Princes» 4-5. Pashley «Gunvor» 6-7. Vanmoof 8-9. Dahon 10-11. Strida 12. Globe «Live» 13. Globe «Daily» 14. Trek «Soho»

Изображение 9. Фикс: инструкция по применению.. Изображение № 28.

О велосипедной моде

Классическая мода в велосипедной среде неизменна, поэтому влиять можно только на нечто новое, а новое определяется технологиями и возможностями, плюс общемировыми трендами в промышленном дизайне. Например, появилась ременная передача — это стало актуально (в том числе в конструкции складного велосипеда!). Помимо этого есть обратный вектор, который идет с улицы к большим брендам. Тот же фикс родился на улице, и, когда крупные производители поняли, что это востребовано — ввели серийные модели в свои линейки. Хотя по сути — это регресс, введение в линейку заведомо примитивного велосипеда! 

Востребованность фиксов в Москве, Лондоне, Токио или Екатеринбурге — это вообще нонсенс. Фикс — радикальный велосипед, протест и ретроградство, кому он вообще нужен? 

Изображение 35. Фикс: инструкция по применению.. Изображение № 29.

1. Велосипед с ременной передачей Trek «District» 2. Велосипед с ременной передачей Schindelhauer «Siegfried»

Изображение 11. Фикс: инструкция по применению.. Изображение № 31.

О любимых фиксах и деталях

Среди фиксов любимой модели нет, это же вещь, которую делаешь под себя. Есть несколько серийных рам, которые нравятся: Cinelli Mash, Bianchi Super Pista, Gorilla Le Lama.

Также есть мастерские и мастера, у в которых хотел бы сделать раму на заказ: Richars Sachs, Vanilla, Icarus; но всё это из области фантазий — это очень дорогое удовольствие, тем более от мастеров.

Сейчас катаюсь на велосипеде собранном полностью из того, что продаю сам, к лету планирую сделать второй, выездной фикс, суперлегкий, карбоновый.

Изображение 40. Фикс: инструкция по применению.. Изображение № 32.

1. Рама Cinelli «Mash» 2. Рама Bianchi «Super Pista» D2 3. Рама GOrilla «Le Lama»  4. Vanilla «Speedvagen» 5. Мой нынешний велосипед

Изображение 10. Фикс: инструкция по применению.. Изображение № 37.

О велосипедной утопии в Москве

Вполне реально сделать велосипедную инфраструктуру в Москве, и для этого нужно всего одно принципиальное решение, признать, что велосипед — это социально-значимый вид транспорта и полноправный участник движения, наравне с автомобилем и пешеходами.

Сейчас велосипед воспринимается как спорт, причем маргинальный спорт. Такое отношение существует ещё со времен СССР. Если политически будет признано и озвучено, что велосипед — это такая же бытовая вещь, как и автомобиль, то и дальнейшие действия будут понятны. Велопарковки у всех публичных объектов, городские сетевые районные мастерские и магазинчики (ГУП «Мосвелосервис», например), правильная пропаганда. 

Но, например, о велодорожках можно даже и не думать, это утопия.

И, конечно, всё упирается в саму концепцию города Москва, когда все живут далеко от места работы, а закупаются продуктами в «Ашане» на МКАДЕ. При таком раскладе пользоваться велосипедом сложно, мало кто захочет ехать 20 километров по загазованному шоссе-проспекту на работу и вечером так же обратно, да ещё и в темноте. В этом смысле показательны все таджики и прочие дворники, они живут «на районе» и приспособились передвигаться на велосипедах, быстро и удобно. 

В общем, всё это решаемо, причем какими-то совсем малыми средствами, нужна только политическая воля, как сейчас модно говорить, и несколько ответственных лиц.

Изображение 3. Фикс: инструкция по применению.. Изображение № 38.

О планах и месте силы

Планы пока те же, что и были: строить свой бренд, развивать дизайн и улучшать качество. После года работы стало понятно, где нужно поднажать и где есть слабые места. Двигаться worldwide.

Ещё хочется начать делать компоненты локально, для этого есть база, нужно только время. Например, в Польше делают втулки Mach, так люди со всего мира стоят в листе ожидания 3-4 месяца. Чем мы хуже? Инженеры есть, станции есть, материал есть. Вообще местное производство, local business — это очень важная составляющая культуры. В США десятки гаражных мастерских двигают велокультуру. При этом зачастую качество высочайшее, а ремесло не простое. Вокруг таких «гаражей» формируются комьюнити, проводятся мероприятия, люди знакомятся друг с другом. 

По поводу знакомства людей и общения, у меня есть мечта запустить нечто вроде берлинского Keirin Cycle Culture Café, открытый бывшим велокурьером. Это и кафе, и мастерская, и магазин — место силы, которого так не хватает.

 

Изображение 2. Фикс: инструкция по применению.. Изображение № 39.

 

С Hotmail.com вы сможете просматривать и редактировать документы Word, Excel и Power Point прямо в почте, не сохраняя документы на компьютер и даже не имея установленный Microsoft Office.

                                     Завести электронную почту на Hotmail.com     

Рассказать друзьям
47 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются