На первой дискуссии проекта «Местная мода» Костя Самойлов и Ира Гватуа уверяли молодых дизайнеров, что если продукт интересный и качественный, то он обязательно найдет путь к сердцам редакторов модных журналов и покупателей. Логичным продолжением дискуссий о проблемах российского fashion-бизнеса стало обсуждение проблем производства коллекций молодых дизайнеров. В качестве экспертов по этому вопросу мы пригласили Виталия Ильина и Артема Смыслова, владельцев швейного цеха Sewmix, славного тем, что именно там отшивал свои последние коллекции Гоша Рубчинский.
Дискуссия прошла в достаточно неформальной форме, но мы решили немного систематизировать информацию и подготовить конспект, вдруг кому пригодится.
Зачем?
"Вы держите идею в голове, переносите ее на бумагу в виде эскиза, наконец, если вы умеете шить, то воплощаете ее в материале. Удачно, если вы можете все сделать сами, при помощи бытового швейного оборудования, которое позволяет имитировать большое количество швов, и новая модель не предусматривает каких-то особых конструктивных решений и специальных обработок, но если требуется вещь промышленного качества, то и образец имеет смысл шить на промышленном оборудовании. Ведь именно при просмотре предварительных образцов коллекций у байеров формируется отношение к дизайнерскому бренду". (Виталий Ильин)
Между московскими "швеями-надомницами" и китайскими фабриками, обслуживающими гигантов российского одежного ритейла существует огромный сегмент, сейчас больше похожий на пустыню, чем на высококонкурентный рынок. Небольших производств, способных обеспечить размещение коллекции молодого бренда в 10 шоу-румах, да еще и сохранить баланс "цена-качество", практически не существует. Данный рыночный провал является, наверное, самым серьезным препятствием на пути победного шествия российских дизайнеров по миру (а для начала хотя бы по собственной стране).
Казалось бы уже пора рыть могилу для молодого и перспективного явления под названием "российская мода", но пришел кризис и всех спас. Ряд экономических коллапсов сместил точки прибыли и небольшие по объемам продаж проекты стали претендовать на рыночный успех. Вслед за спросом появилось предложение - и за последнее время в Москве появилось несколько небольших швейных цехов.
"Мини-производства способны отшивать по доступным ценам партии от 50-100 единиц на модель. Можно несколько больше. В любом случае есть ряд неоспоримых преимуществ: возможность быстрой обратной связи – всегда есть возможность держать руку на пульсе касательно процесса, снимается вопрос с логистикой, с таможенным оформлением, вообще на какое-то время команда производства становится частью команды дизайнера" (В.И.)
С чего начать?
"Я порой задаю вопрос дизайнерам «а кто это у вас купит?» (Артем Смыслов)
Если не затрагивать вопросы маркетинга и предположить, что молодой дизайнер четко просчитал все сильные и слабые стороны своего проекта и уверен в коммерческой успешности своих идей, можно выстроить следующую последовательность действий при производстве небольшой партии одежды.
Сначала возникает идея, которая оформляется в виде эскиза, описания, чертежа или любого другого материального носителя информации. Затем молодой дизайнер разрабатывает лекала, подбирает материалы, нитки и фурнитуру и отправляется в цех с точным брифом на производство, который после некоторых обсуждений и корректировок реализуется в прекрасную коллекцию одежды.
Данная схема идеальна, а потому практически недостижима, и чаще всего события развиваются по одному из двух сценариев. Первый - между дизайнером и производством появляются дополнительные звенья в виде профессиональных конструкторов или даже целых студий, состоящих из технологов и специалистов по закупкам, которые за определенную плату готовы разработать техническое задание для производства, закупить все материалы, а в некоторых случаях даже разместить заказ и проконтролировать его реализацию. В теории данный процесс выглядит прекрасно, но на практике оказывается слишком дорог для большинства молодых и талантливых, а потому дизайнеры предпочитают второй путь - разработать модели и лекала самостоятельно, хотя очень часто уровень компетентности в этих процессах очень далек от необходимого минимума.
В результате, чаще всего разыгрывается следующий сюжет на тему "дизайнер и производство".
"Все дизайнеры - люди творческие и порой совсем не представляют как их отрисованный шлейф в 2 метра, например, скроить и потом отшить, поэтому нужно было потратить уйму времени с ними" (А.С.)
И даже если лекала хорошие и материалы были закуплены самостоятельно, могу возникнуть сложности
"Может не подойти ткань, могут быть сложности в обработке, я все же советую, перед закупкой консультироваться с производством. Не все конечно так адекватны как мы, но в цехе может просто не быть той машины, которая работает именно с таким материалом и это растянет время отшива и добавит вам заморочек" (А.С.)
Для развития бизнеса в направлении производства коллекций дизайнеров Sewmix решили увеличить команду, чтобы иметь возможность работать с молодыми модельерами на всех этапах реализации идеи.
Кто в команде?
"Сейчас мы ищем конструктора и составляем команду для консультирования дизайнеров на любом этапе. Команда на таком производстве, о котором мы тут говорим состоит из конструктора (в идеале не одного – у каждого есть свои сильные и слабые стороны, от этого никуда не деться), швеи-лаборанта, технолога (даже если партия всего из 100 единиц, но это партия и процессом производства нужно управлять), аккуратных швей (очень желательно, чтобы швея была универсальной - могла работать с разными тканями в потоке и на разном оборудовании, но это в идеале), зав.производством (мы говорим о мини производствах, поэтому заведующий производством совмещает и некоторые менеджерские функции). Подобная структура не догма, это скорее костяк мини-производства, а ведь тканями и фурнитурой (знать все о наличии, ценах, сроках и условиях поставки, услугами по вышивке и нанесению рисунка на ткань, если таковые требуются) должен заниматься отдельный человек." (А.С.)
Как оценить?
Критерии качества выполненной работы - очень неоднозначная тема для обсуждения практически во всех областях сервисного бизнеса.
За что отвечает производство... За ровные швы? За профессионализм конструктора? За успех коллекции в магазинах?
"Производство – это люди, без которых оборудование просто груда металла". (А.С.)
Разграничить полномочия между дизайнером и производством в процессе реализации проекта очень сложно и качество работы "рук" часто зависит от того, какие задачи поставила "голова".
"Мы рассматриваем качество как совокупность параметров и не только относительно пошива. Это и взаимодействие с заказчиком - поиск оптимальных решений его задач.
Если же говорить только о самом процессе производства от раскроя до навешивания ярлыков на готовое изделие, то тут нет мелочей, во внимание принимается все. Все обсуждается и согласовывается. Производству важно понять суть идеи, чтобы передать ее в тираже именно так, как задумано дизайнером. Огромное значение имеет стиль. Нарочито растянутые горловины маек street style или идеальная отстрочка горловины изделия, поподающего под определение «классический стиль». В определении качества нет шаблонов" (А.С.)
Для того чтобы проект был успешным, молодым дизайнерам надо научиться четко ставить задачи, определять критерии оценки качества перед началом производства и не бояться передавать ответственность за принятие каких-либо решений на профессионалов.
Сколько стоит?
«Дать точный ответ сколько стоит пошить такую майку или такую куртку невозможно, не потому что мы боимся прогадать или испугать, а просто все действительно индивидуально. Но Настя и Катя (проект «Местная мода») настаивали на этом практическом занятии. Мы решили взять из магазина «Место» несколько вещей европейских марок и прикинуть, какова будет стоимость производства в нашем цехе каждой вещи при условии размещений партии в 50-100 единиц (без учета стоимости материалов и фурнитуры). Напомним еще раз, что подход к каждому индивидуальный и стоимость может быть как больше так и меньше». (В.И.)
«Дизайнер начиная с чего небольшого, скорее всего, думает о развитии, о масштабах. Но это в перспективе. А на начальном этапе местное производство - это оптимальное решение. Мы стараемся обратить на себя внимание, потому что уже кое-что умеем. Этого «кое-что» уже достаточно для того, чтобы задать тенденцию» (В.И.)
Все вопросы, пожелания и предложения по поводу дискуссий «Местной моды» ждем на info@messto.ru - ответ будет незамедлительным.
Комментарии
Подписаться