Термин «фэнзин» ( любительское малотиражное периодическое или непериодическое издание) впервые ввёл в обиход среди американских любителей фантастики журналист-любитель Луи Рассел Шовене (Louis Russell Chauvenet) в 1940-х годах, но сами издания такого типа появились гораздо раньше.
В 1910-х годах в США были распространены Amaters Press Associations, или APAs ( «ассоциации любительской периодики»), задачей которых был почтовый обмен тематическими любительскими изданиями между их участниками. Издания эти носили обычно «общелитературный» характер и публиковали прозу, стихи, критику, публицистику, письма членов таких ассоциаций.
В 30-х годах мир захватила волна любительских изданий, посвящённых фантастике. Наряду с профессиональными журналами фантастики, фэнзины были одним из общепринятых средств обмена информацией между фэнами.
По мере увеличения числа фэнзинов появились и устойчивые наименования для их разновидностей. Например, newszine или newsletter — информационно-новостной фэнзин, personalzine— фэнзин, посвящённый какому-то конкретному автору, clubzine— внутриклубный журнал.
В России любовь к фанзинам сродни мировой, от стихов 19-летних влюбленных парней 19-ого столетия до любительского журнала «Гусли кота Василия» в Свердловске в 1966 году. Однако до второй половины 1980-х годов такие издания были крайне редки и никогда, за исключением единичных случаев, не тиражировались более чем в 6-8 экземплярах (одна «закладка» на пишущей машинке). В конце 80-х самодельных журналов стало много. А в 90-х они совсем исчезли, чтобы появиться в нулевых в новом формате pdf-журналов.
Кто бы мог подумать, что в конце 2000-х мир охватит волна самиздата. Причиной тому и усталость от массового глянцевого ширпотреба и вспыхнувшая страсть к классической бумаге и всему самодельному. Об этом и арт-паблишинге как метафоре времени в отличной статье Вали Колесниковой о Motto Distribution (обратите внимание на комментарии Саши Гришина).
В этом посте мы расскажем о фанзинах местных, часть из которых точно арт-паблишинг, часть фанзины с явной долей фана, но все уж точно все местного производства.
Небольшой журнал, черно-белых фото на ксероксе, сшитых в ручную черной толстой ниткой, с знакомыми в узких кругах лицами, Правда - чистой воды местный арт-паблишинг, которым стоит гордиться.
Тираж_20 экз., в наличии нет.
#01 THIRD
Это первый выпуск zine, созданный силами группы документальной фотографии школы им. Родченко.
Желание создать подобное издание родилось потому, что в России нормальной платформы для реализации молодых фотографов нет, тем более в области документальной фотографии. В странах, где есть хорошее образование в области фотографии, всегда есть хорошо развитая прослойка студенческого самиздата. На современном этапе развития фотографии zine-изданиясформировали свою культуру существования и стали самостоятельной формой представления фотографии, в частности, студенческой фотографии.
Как правило, существование zine сопряжено с существованием сайта или блога, рассказывающего о zine и осуществляющего обратную связь. В России подобного рода деятельность по созданию самиздата практически не развита, и только сейчас появляются единичные издания. Мы постарались сделать нечто новое в рамках школы, в частности, мастерской «Документальной фотографии», создать регулярное издание с документальной фотографией силами студентов. Вот он первый выпуск этого издания:
Кирилл Савченков (Редактор первого Zine Third)
Тираж_15 экз., 300 р.
С одной стороны радует тот факт, что в нашу страну постепенно приходит нормальная автомобильная культура. Появляются правильные лоурайдеры, стрит-роды и прочие. Но таких меньшинство. Подавляющая же часть воспринимает и интерпретирует культуру с такими перекосами, что страшно подумать, во что всё это может вылиться в итоге. Чтобы это увидеть, достаточно почитать в интернетах про «рэт-лук» и «худрайд» проекты.
Тираж_500 экз., 100 р.
Да, мы сделали приглашение в форме небольшого журнала-брошюры, который также назывался "Аглец". Придумали ее для того, чтобы люди могли понять, что именно мы делаем. В мае она вышла как приложение к летнему номеру журнала "032с". Небольшим тиражом в 500 экземпляров оно
поехало в Берлин, где он издается, и теперь как лимитед эдишн оно достанется сначала подписчикам, фешн-редакторам,профессионалам моды и каким-то счастливчикам, которым журнал попадется именно с ней. Остальную часть тиража мы положили в новом магазине на Китай-Городе "Место", где все желающие могут получить его бесплатно. Нам очень нравится формат "Аглеца", и мы подумали, что будем повторять это с каждой коллекцией.Это будет наш фэнзин, в котором мы все будем
объяснить, чтобы не было больше такого, чтобы наш месседж был неправильно понят. Этот был про нашу одежду, а следующий будет про наших друзей. Скорее всего он получится около скейтбордический. Мне всегда хотелось взаимодействовать с этой культурой. У нас есть
профессиональные скейтбордические журналы, а вот фэнзинов у нас нет. Думаю, это будет хорошей возможностью для людей, которые нас окружают, для которых мы и делаем вещи, сделать что-то еще. Его будут готовить не только московские ребята, но и питерские. И в этом смысле мы тоже
растем и развиваемся!
Гоша Рубчинский
100 р.
Конечно в магазине Место как в любом приличном прогрессивном магазине есть классический набор 032, Dazwd&Confused, i-D и иже с ними. Но эти журналы мы разрешаем пролистать за чашкой чая, а вот местные фанзины должен иметь каждый приличный местный, хотя бы ознакомлен. Как сказал умнейший, фанзины - это ажный элемент для развития культуры.
Комментарии
Подписаться