Максим Исаев родился в 1965 году в Ленинграде. Окончил ЛХУ им. Серова, как художник, принимал участие во всех крупных выставках проходивших в Ленинграде и Санкт-Петербурге с 1986 по 1993 год. В 1989 г. вместе с В. Васильевым и П. Семченко создаёт Инженерный театр «АХЕ». С 1994 года, с усилением активности группы «АХЕ» — участник всех крупных театральных фестивалей мира. Плюс ко всему, с 2006 г. Максим Исаев независимый драматург.
Этой осенью прошли премьеры ваших пьес «Садоводы» в Александринском театре и «Четыре последние вещи» в Театре Сатиры на Васильевском. Они об одном и том же?
Нет, конечно, о разном, но обе пьесы про любовь. Сейчас меня это интересует.
Постойте, что нет более важных тем? Дети-сироты, например.
Да, это важная тема. Много важных тем. Апартеид. Смерть белых китов. Коллайдер.
Так почему любовь?
Мне кажется про любовь это сразу про всё, про многое. И потом это самое интресное всё таки, про другое не так интересно. Это одно из самых ярких, мощных чувств, которое провоцирует людей на поступки, в драматургии – столкновение интересов, желаний. Конфликт. Один персонаж хочет одного, а другой персонаж хочет прямо противоположного.
То есть в жизни так и бывает, как у Вас в пьесе, например, «Четыре последние вещи»?
Да, вполне реальная человеческая история. Единственное, что я выдумал — Бога. Бога-то нет. Прикольно выдумать Бога. Жаль, что он не появляется в спектакле.
Какие ещё хотите рассказать истории?
Следующая пьеса будет про любовь.
Получается, что у Вас все пьесы про любовь.
Нет, эти три, включая «Солесомбру» – через любовь, но про другое. В «Садоводах» поднимаются темы настоящего и ненастоящего, реального и нереального, подлинного и неподлинного, ведётся поиск в этом направлении. Любовь служит увеличительным стеклом, через которое мы всё видим. В «Четырёх последних вещах» тоже конечно же есть любовь, но это не тема спектакля, тема – вина, прощение и вот эта вся муть, которая сама по себе не очень интересна.
А для того, чтоб писать о любви нужно быть влюблённым?
Желательно, но я уверен, что можно и без этого. Но лучше быть влюблённым, естественно. Необходимо пройти через это.
А Вы привязываетесь к своим персонажам?
Нет. Да.
А персонаж, которого видит зритель и персонаж, которого создали Вы…
Две большие разницы. Иногда то, что зритель видит — богаче, очень часто, иногда я уверен, что у меня было придумано тоньше и ярче.
С чем это связано? С тем, что актёр не справился или с тем, что зритель был не подготовлен?
Это связано а) с тем, что смог, захотел и вытянул из текста режиссёр и б) как это сделал артист.
А зритель важен?
Театра без зрителя не существует. Те слова, тот образ, та идея, которая родилась у вас в голове, она записывается ручкой на бумаге или в компьютер там, она – записывается. Так вот зритель – та самая бумага, без которой не может существовать театр. Нельзя записать послание театра, если не будет носителя, на который он записывается. Без зрителя театра нет. В спектаклях «АХЕ» историю делает зритель, зритель сочиняет историю. Он – автор. Есть конечно спектакли, типа «Фауста», где текст шарашит и зрителю сложно вставить своё и то находятся внимательные, богатые и раскрепощённые зрители, которые видят больше, чем сказано словами.
Какие люди Вас вдохновляют?
Меня вдохновлял и продолжает вдохновлять Борис Понизовский. Борис был мистификатором, Борис был сиюминутно равен абсолютно любому собеседнику, абсолютно любому! А вообще, по большому счёту, в людях мне нравятся те качества, которых у меня нет, дальше идёт большой список. Открытость. Искренность. Все такие обычные. Как вы задали вопрос? Задайте ещё раз.
Какие люди Вас вдохновляют?
Меня вообще ничего не вдохновляет. Во вдохновение я не верю.
А на что тогда это похоже, этот момент, потребность созидания?
Похоже на работу. Есть время — пишешь. Работа это процесс, который надо делать по-любому, а вдохновение это бонус в процессе работы.
А где Вы берёте силы на всё это? Какой-то допинг?
Кровь христианских младенцев. Ну, а если серьёзно, то пяти часов сна в сутки должно хватать, их конечно не хватает, но иначе ничего не успеть.
Есть какие-то вещи, которые Вы обязательно хотите успеть или это неважно?
Конечно есть. И важно. Я бы хотел успеть побывать в одном ресторане, который находится в очень далёком городе, в одной далёкой стране.
Это с чем-то личным связано?
Нет, это связано не с личным, абстрактно, просто хочу побывать там.
Там еда какая-то особенная?
Не знаю, я же там ни разу не был. Вот мне хочется, есть такая потребность, хотел бы это сделать. Что ещё? Попутешествовать всласть, может быть год ничего не делать, отдохнуть.
Что Вам кажется главным в людях?
Несомненно одним из важнейших качеств я считаю терпимость. А из терпимости очень многое вытекает – деликатность, внимательность, чуткость. Хочется сказать искренность, но я знаю слишком большое количество людей, с которыми мне бы меньше всего хотелось встречаться ещё раз, и они были так искренни в своём поведении! Так что искренность, наверное, и не самое важное качество.
А какое у Вас было откровение последнее?
Не так давно я проанализировал какие-то свои поступки, свою жизнь, сформулировал кое-что про себя и эта формулировка стала для меня откровением. Это откровение изнутри, есть откровения снаружи. Шёл по улице, увидел один профиль и всё сложилось, картинка замкнулась. Похоже на откровение.
Я правильно понимаю, что сейчас у Вас тема человека, тема личности основная?
Правильно, да. Тема предмета проработана в предыдущих произведенииях, бессловесных. И сейчас интересно про людей, про живое. Живое и не живое.
Вы много путешествовали с гастролями, скажите, а где Вы видели самых счастливых людей?
В Бразилии.
А как выглядит счастливый человек в Бразилии?
Он дико бедный, гораздо более бедный, чем мы можем себе представить. Но он не парится! Почему ещё? Там нет рассовой ненависти, вот этого: белый-чёрный, еврей-грузин, вот этого всего там нет и я нигде такого больше не видел.
В представлении «Плаг и Плэй», на котором я была у вас в театре «Антресоль» на Малом проспекте, Вы говорили о счастье. В том числе, ссылаясь на слова Далай-Ламы XIV, настоятельно рекомендовали зрителям стать счастливыми «здесь и сейчас». Поговорим о счастье?
Мне кажется нормально и уместно находиться в состоянии счастья вот столько, я показал пальцами, ну это 5–10–15 минут в день. Если ты находишься в состоянии счастья дольше, то нужно задуматься не идиот ли ты.
А что это пятнадцать минут счастья в день? Счастье и время связаны?
Конечно. Мне кажется, счастье связано с гармонией, а пока мы находимся в человеческом теле гармония имеет конец.
А какая цель?
Умереть не страдая.
Умереть без боли?
Нет, не страдая. Ведь страдание это нереализованное желание. Осуществить его и не жалеть об этом.
А много желаний?
Достаточно)
Пьесы Максима Исаева:
-
«Собственноручное посмертное сочинение доктора Фауста», театр «АХЕ», премьера в 2006 г
-
«Солесомбра» реж. Яна Тумина, театр Сатиры на ВО, премьера в 2007 г
-
«Садоводы» реж. Андрей Могучий, Александринский театр, премьера в 2008 г
-
«Четыре последние вещи» реж. Яна Тумина, театр Сатиры на Васильевском, премьера в 2008 г
Полезные ссылки:
Комментарии
Подписаться