Публикую эту небольшую статью о книге здесь, потому что в этом потоке больше тех, кому это может быть интересно.
Богданова Полина. Логика перемен.Анатолий Васильев: между прошлым и будущим. – М.: Новое литературное обозрение,2007. – 376 с., ил.
Книга Полины Богдановой «Логика перемен. Анатолий Васильев: между прошлым и будущим» - знаковая для понимания современного театра. Прежде всего, потому, что сам Васильев - знаковый для театра человек. Его лаборатория «Школа драматического искусства» – одна из немногих на постсоветском пространстве занимается постоянным экспериментальным поиском. Анатолий Васильев, будучи воспитанником М. Кнебель, последовательницы К. Станиславского, начал свой путь в рамках традиционного для русской сцены психологизма, но постепенно – шаг за шагом, спектакль за спектаклем он двигался от психологического реализма к игровому театру, который считает более глубокой и сложной структурой. В нескольких интервью, данных в книге последовательно можно понять всю логику развития этого пути. Опыт Васильева близок к опыту Ежи Гротовского, но не столь радикален. Да и вообще, Васильев близок своей эстетикой к современному европейскому театру, который в свою очередь в большинстве своем питается открытиями дореволюционного русского театра. Сталинская эстетика перечеркнула многие достижения Серебряного века,выбрав своим идолом систему К. Станиславского (а, по сути, сделав из нее набор штампов), открытия М. Чехова, В. Мейерхольда не нужны были идеологическому театру. Послевоенная режиссура – Товстоногов, Любимов, Эфрос, Ефремов в 60-е годы начали борьбу за возвращения к традициям русского дореволюционного театра, но, в силу известных причин, не смогли восстановить все многообразие театра серебряного века. Лишь в эпоху заката советского государства это стало возможным. Именно в это время начинал Анатолий Васильев.
Теоретические размышления, высказанные режиссером еще в 80-х, о качестве пространства («замкнутое и разомкнутое пространство действительности»), об образном времени,о природе конфликта («Конфликт нужно понимать как глубинное действие, камуфлированное»), о современном сознании, об атмосфере спектакля, о принципе «игры вперед» или «игры от будущего» до сих пор звучат революционно. «Театр –пространство мысли», - сказал Анатолий Васильев. Созданная им «Школа драматического искусства» функционирует не как репертуарный театр, а как творческая мастерская, разрабатывающая новые театральные идеи. Его хочется цитировать, записывать в блокноты, пересказывать его мысли друзьям-актерам как некие откровения. Потому что большинство театров на постсоветском пространстве остались (не по темам и внешнему антуражу, а по глубине понимания театральных законов) где-то в далеком прошлом («театр психологического реализма, который передает человека таким, каков он есть, подошел к своему пределу»).
Думаю, что со временем эта книга войдет в списки обязательного изучения в театральных вузах, а пока остается только надеется,что люди театра смогут присвоить опыт большого художника и расширить тем самым свои горизонты.
Комментарии
Подписаться