Театр - это территория, где можно открыто обсуждать все, что происходит вокруг
Десять лет назад театр Ройал Корт впервые приехал в Россию в поисках молодых талантов, и во многом благодаря их работе в Британии узнали о существовании российской новой драмы. С 2002 по 2005 Роял Корт поставил пять пьес cовременных русских драматургов. Работы так пленили критиков, что одна из пьес, «Пластилин» (Plasticine) Василия Сигарева в постановке Доминика Кука, выиграла премию газеты The Evening Standard Award в номинации «Самый многообещающий драматург». «Пластилин» вошел в историю как первая иностранная пьеса, получившая эту престижную британскую награду.
В этом году Доминик Кук вернулся в Москву, уже в качестве художественного руководителя театра, для работы с новым поколением российских драматургов. Британский Совет встретился с Домиником во время семинаров и расспросил о развитии современной пьесы в России и Великобритании.
Вы возглавили Royal Court, один из ведущих театров Лондона. Как Вы видите его дальнейшее развитие?
Royal Court всегда стремился показывать что-то новое и передовое на своей сцене, - и мы будем продолжать это делать. Мы будем продолжать инвестировать все наши ресурсы в поиск новых драматургов, давать им возможность писать новые пьесы и ставить их. Причем мы ищем молодых драматургов по всему миру, не только в Европе.
Как вы работаете с молодыми драматургами?
Royal Court ставит около 15-20 новых спектаклей каждый год. Чтобы найти пьесы, нам приходится выходить в реальный мир. Мы работаем с начинающими драматургами, поддерживаем и обучаем их, и в итоге получаем качественные пьесы для постановок. Наш сценарный отдел принимает до 300 пьес в год от драматургов по всему миру.
Что касается форм работы – у нас есть проекты в Британии и международные проекты. У нас есть программа для молодых писателей от 15 до 26 лет. Мы также работаем с специальными группами, например, с мусульманскими подростками – в Британии мусульманская диаспора достаточно большая, но поскольку исторически в их культуре нет театра, подростки не знают, как можно выразить себя в нем.
Почему Royal Court так заинтересован в работе с иностранными драматургами?
Я думаю, все это уходит корнями в 80-ые годы, когда Royal Court, основанный в 1956 году, начал интересоваться не только молодыми британскими драматургами, но расширил рамки и занялся иностранными пьесами, провозглашая себя тем самым международным театром.
Так 10-15 лет назад мы решили работать с иностранными драматургами по тем же принципам, что и с британскими, потому что нам интересно все, что происходит в данный момент в мире, и потому что писательские таланты есть по всему миру – в Африке, Индии, Латинской Америке.
Особо теплые отношения у нас сложись с Россией, наверное, потому что у вас одни из сильнейших и авторитетных театральных традиций. Я думаю, у нас есть чему поучиться у русского театра, в особенности у ваших режиссеров. У вас сильный театр, но при этом есть необходимость в обучении и поддержке начинающих талантов, в чем мы, возможно, можем сотрудничать.
Что Вы можете сказать о будущем новой драмы?
Мне сложно рассуждать в таком масштабе, но я всегда придерживался мнения, что в нашем сложном и постоянно меняющимся мире театр является одной из территорий, где мы можем открыто и честно обсуждать все, что происходит вокруг. Например, писать для телевидения сложно – во-первых, твои сценарии не так уже быстро будут использованы, во-вторых, телевидение пытается создать несуществующий, другой мир, не имеющий ничего общего с тем, что происходит вокруг. В современном театре с этим все проще – твои пьесы быстрее могут быть поставлены, и в театре есть реальная возможность реагировать на социальные, политические, экономические и другие события в нашей жизни.
Популярен ли Royal Court среди молодежи, и делаете ли вы что-нибудь, чтобы их привлечь?
У нашего театра здоровая аудитория в том смысле, что она представлена различными общественными группами в одинаковой мере. У нас большая молодая аудитория, и мы являемся, пожалуй, самым «молодым» театром в этом смысле.
Что касается привлечения аудитории, мы не делаем громких промокампаний, поскольку ставим спектакли для слишком разных зрителей – от пьес авторитетного Дэвида Хэа (David Hare) и Кэрил Черчил (Caryl Churchill) до спектаклей, написанных 17-18-летними драматургами. Некоторые наши постановки написаны представителями этнических меньшинств, соответственно, они привлекут, хотя и необязательно, свою же общественную группу аудиторию.
В прошлом году, например, мы ставили пьесу одного афроамериканского режиссера. В то время в Лондоне как раз была волна ужасных расовых убийств. Поэтому пьеса стала для нас уникальной возможностью выйти на целевую аудиторию. Royal Сourt провел тогда ряд семинаров для молодежи в школах и различных общественных группах, которые мотивировали подростков прийти и посмотреть пьесу. И знаете, это сработало! Аудитория получилась довольно смешанная, причем благодаря присутствию молодежи, остальные зрители смогли проникнуться атмосферой и духом пьесы.
Насколько нам известно, вы посещаете театры новой драмы и в России. Что скажите?
Да, я пару раз был на проекте Театра.Doc. Мне понравилось! Очень яркий, живой творческий процесс. Я вообще восхищаюсь русским театром, в том числе классическим, у него какой-то особенный дух. Очень многое в русском театре строится на воображении. Знаете, в Британии театр какой-то более реалистичный, а у вас – все по-другому, театр – это, прежде всего, внутренний мир, ощущения. Работы, которые я здесь вижу, меня очень вдохновляют.
А что вы скажите о современных британских драматургах? Назовите пару ярких имен.
Ну, в Великобритании очень знаменит Майк Коллинс. По-моему, это просто фантастически талантливый драматург с потрясающим воображением. Еще стоит упомянуть Болу Агбаже, у нее корни в Нигерии, но живет и работает она в Лондоне. Бола пишет в основном проблемах самосознания, о том, насколько сложно человеку найти себя в современном хаотичном мире. Например, в Великобритании бок о бок живут люди совершенно разного происхождения, культур, религий, национальностей. Бола посвящает свои пьесы такого рода проблемам и пытается понять, как сделать возможным их мирное сосуществование. Еще одно знаменитое имя в британской драматургии – Полли Стенхам - писательница, обладающая своим индивидуальным стилем и неиссякаемой энергией. Пишет Полли, в основном, о проблемах людей высшего класса.
Вы также упоминали Caryl Church. Ее пьеса «Семь еврейских детей» вызвала в России немало споров.
По-моему, это потрясающая вещь, не зря она стала одним из самых ярких явлений в мировой драматургии за последнее время. Более того, пьеса поднимает очень важные вопросы. Правда, в Великобритании ее тоже приняли неоднозначно. Меня, однако, удивило, что автора обвиняют в антисемитизме, по-моему, существует немало пьес, где высказываются более резкие мнения. Черчилль пытается провести параллели между агрессивной израильской политикой сегодня и темой Холокоста, преследований еврейского народа. Как бы ужасно это не звучало, но отчасти Израиль и был основан как своеобразная компенсация за все те ужасные вещи, которые выпали на долю еврейского народа. Самое потрясающее, что пьеса длится всего лишь десять минут, в которые Черчилль умудрилась вместить всю запутанную и невероятно сложную историю Израиля.
Ну и последний вопрос: расскажите, пожалуйста, какую книгу Вы недавно прочитали, какую музыку любите, какие выставки посещаете?
Недавно я прочитал очень интересную книжку о Зимбабве, правда хорошая вещь, называется, кажется, “When the Crocodile Ate the Sun”. Что касается музыки, мне нравится творчество Эми Уайнхаус, хотя кому она сегодня не нравится? Ну и насчет выставки, года 2 назад я посетил интересную экспозицию работ Американского художника 40х, как же его звали? А, Эдвард Хоппер. Очень советую.
Комментарии
Подписаться