О технике создания коллажей haute couture, современной иллюстрации, и о том, как важно делать все здесь и сейчас.
Дарья Усова создает свои работы из материала, который мы привыкли после прочтения в лучшем случае хранить на пыльных полках, а в худшем выкидывать на помойку: это глянцевые журналы и газеты. Но судьба этого глянца куда интереснее. После взаимодействия с Дарьей Усовой, он поступает туда же, откуда пришел - в свою альма-матер: на страницы глянцевых журналов, например, таких как GQ, Наrреr's Ваzааr, L’Officiel, Vogue. Круг замкнулся.
О начале
Мне шесть, я рисую человека с пятью пальцами на руках, считая их в уме. Потом гимназия, которая была довольно скучным для меня занятием. Все наполнялось смыслом лишь в рисунках на последних листах школьных тетрадей, как у многих других школьников. По-настоящему жизнь перестала быть бесцветной в тот момент, когда я пошла в художественную школу в пятом классе. В тот момент, мне стало понятно, что я хочу делать что-то действительно хорошо. И этим стало рисование.
Об образовании
Я училась в МПГУ, на художественно-графическом факультете. Как проходит день человека, который учиться изобразительному искусству? Обычно ты приходишь рано утром в университет, достаешь подрамник с бумагой или холстом, до часов четырёх пишешь, или рисуешь натуру. Смотришь на то, как это делают другие, думаешь над пропорциями и светом, вообще просто размышляешь. Все это происходит внутри тебя, но в то же время, в среде таких же как ты начинающих художников. Потом ты приходишь домой, и начинаешь, например, читать книги по рисунку, живописи, о художниках, их достижениях и неудачах и прочем. Такой образ жизни - изо дня в день. Образование можно получить довольно легко. Но что касается реальных знаний - все намного сложнее. Верхняя ступень обучения - это практические навыки, доведенные где-то до автоматизма. Это самое трудное, поскольку навыки вырабатываются только путём постоянного усердия и монотонного самостоятельного труда в течение довольно длительного временного периода.
О своей технике коллажа
Всё началось с выставки «Мемория» в 2005 году в Московском музее современного искусства. Тогда я проходила специальный курс в Школе Современного Искусства на Петровке. Ключевым словом этого проекта было слово «Реконструкция». В то время я много писала акрилом и увлекалась поп-артом. Мои работы очень напоминали картины Джеймса Розенквиста (я бы даже сказала, что мне нравилось подражать ему). Именно в тот момент, когда я размышляла над этой темой и пыталась уточнить мои внутренние ощущения, мне захотелось сделать что-то новое. В голове крутились две идеи - Детализация и Реконструкция. Поэтому, одной из пробных работ стала реконструкция портретных изображений «печально ушедших знаменитостей» из изображений предметов, которыми была наполнена их жизнь. Cамой первой работой был портрет Джона Леннона, в котором были детализированы атрибуты свободы - небо, море, песок; атрибуты его политических взглядов, например, разрезанный американский флаг; атрибуты хиппи: меха, узоры и так далее.
О процессе создания работ
Мне нравится все в процессе создания, от идеи, замысла, скрытого подтекста - до механических рутинных операций. Пока я работаю над новым проектом - этот коллаж мой самый любимый. Он как будто живёт, растёт и меняется, становится красивее и наполняется смыслом. Для меня подрамник, на котором я делаю свои коллажи, как включенный 3D-телевизор. В этом процессе для меня нет ничего сложного. Все это похоже на естественное дыхание - это так легко, и ты просто не можешь этого не делать.
Об инструментах
Мои инструменты - это, прежде всего, ножницы. Один мой друг даже называет меня Дарья-Руки-Ножницы. У меня дома всегда есть в запасе пару десятков этих удивительных инструментов различных размеров и дизайна. Ещё, конечно, клей разной консистенции и, наверное, токсичности. Правда, последнее на результат не влияет.
О смысле работ
Если рассмотреть вопрос буквально «что я вкладываю в свои работы», то это - любая печатная продукция. В дело идет все, начиная от гламурного глянца, заканчивая журналом с политическими итогами. Это своеобразные артефакты нашего времени. Все мои работы делятся на серии, и каждая серия имеет свои конкретный посыл и идею. Например, это может быть «проект города» - о лабиринте мегаполисов, ведущих в тупик социальной интоксикации человека. Или проект «Космос», наполненный туманностями, планетами - одновременно обо всем и ни о чём. Есть еще проект «12 секунд» (о жизни Христа) - о выборе каждого человека, о чёрном и белом днях. Для того, чтобы прочесть коллаж, нужно знать несколько несложных правил. Сначала смотрим общий силуэт-конур (что аналогично обложке книги с её названием). Потом изучается уже первая, вторая, третья страницы и далее. Особое значение имеют слова. Они - как предметы, которые наполняют мой мир в коллаже. Они всегда о чём-то говорят, и каждый может прочитать это так, как он это увидит в данный момент времени.
О вдохновении
Сейчас меня вдохновляет любовь. Фильмы, музыка, люди, события - все это и есть источник новых идей и задумок. Признаю все фильмы со смыслом, начиная от моего любимого Blow-up, который я считаю учебником или даже азбукой для художника, и заканчивая одним из недавних голливудских бестселлеров Inception. Моя музыка - это музыка начиная от Dieterich Buxtehude и заканчивая Roisin Murphy. Люди, которые меня вдохновляют - всегда сильные и немного сумасшедшие.
Я очень люблю путешествовать по миру, поскольку только так ощущаешь его целостность и понимаешь цели мироздания. Особо меня вдохновляют культовые и мистические места, такие как Мачу Пикчу и Рисунки Наска в Перу, Пирамиды Майя в Мексике, Стоунхендж под Лондоном. Сильную энергетику «большой воды» чувствую от водопадов, например как это было на Игуасу в Бразилии. Поэтому в ближайшее время хочу побывать на водопаде Виктория в Африке и Ниагаре.
Об учителях
Я бы поучилась, пожалуй, у Демиэна Хёрста. Это некий Энди Уорхол нашего времени. Кроме того, мне нравится творчество наших современных художников, таких как Валерий Кошляков (в его работах видно, как вдохновение идёт через руку художника на поверхность изображения). Еще - проекты Алексея Беляева-Гинтовта и Леонида Ротаря.
Об иллюстраторских работах
Сейчас я беру заказы всё реже и реже. Сложность всегда в том, что я не умею читать мысли заказчика, который чаще всего сам не знает, чего хочет, но предпочитает некие стереотипы. Здесь мало свободы для настоящего творчества. Другое дело, когда я работаю на заказ и создаю коллажи для людей, которые понимают в искусстве и ценят авторское видение иногда очень банальных вещей. Кстати, я всегда сравниваю работу над иллюстрациями с прет-а-порте, а работу над коллажами - как работу от кутюр. И мне больше нравится делать именно от кутюр.
Об иллюстрации
Иллюстраторский мир сложный и интересный. Есть люди, которые, например, занимаются только шрифтами. Они опосредованно складывают из шрифтов весь окружающий мир происходящие события и даже свое настроение. Так и иллюстраторы. Все они уже больше, чем просто иллюстраторы, так как уникальны в своём стиле, технике и предпочтениях. Иллюстраторские агентства безусловно нужны, например, как и риэлтеры, которые продадут вам правильное место, то, где вы захотите и сможете жить. Разницы в заказчиках мало - они всегда настойчивы и требовательны.
О своих выставках
Моя последняя выставка была в июле этого года в Москве в Музее Современного Искусства. Она проходила в рамках молодежного биеннале. Темой проекта стали «Мифологический артефакты». Коллажи были посвящены таинственному переходу из мира живых в мир мертвых, историческим символам, которые актуальны сейчас, раньше и всегда. Это была попытка заглянуть взглянуть в другую плоскость давно прошедших событий. Следующая персональная выставка планируется в апреле следующего года. И уже все готово. Мне кажется, что именно это яркое событие должно полностью раскрыть меня, показать меня и мою философию, открыть новый этап моего творчества. Иногда я думаю, что это лучшее, что я когда-либо создавала.
По моему мнению, проблемой нашего поколения является океан нереализованных идей. А они просто обволакивают нас, как эфир. Поймать хотя бы одну из них и пройти весь цикл от зарождения до полной материализации удаётся не каждому.
О важном:
Все то, что происходит с тобой сейчас - это и есть настоящая жизнь. Важно очнуться и не терять ни одной минуты этого времени, не жить на автопилоте.
– Blogspot
– Facebook
Комментарии
Подписаться