В театральных кассах, на страницах журналов и в интернете я вижу: современный танец. Contemporary dance. Имена – показы – фестивали. Россия – Европа – Америка. Поток информации, в котором обычному человеку сложно уловить смысл, а знающему докричаться. О современном танце и его перспективах я поговорила с Александрой Конниковой (танцевальная кампания «По.В.С. Танцы»), актрисой – хореографом – танцовщицей, признанным мастером contemporary dance.
Александра, как ты сама попала в эту культуру?
Все началось с того, что я училась на отделении музыкального театра в Гнесинке, после окончания которой, образовалась группа единомышленников под руководством нашего педагога по сценическому движению, заинтересованных танцевальным театром. Никто тогда ничего не знал, и мы вслепую «тыкались», искали форму театра движения. Таким образом, в начале 90х образовалась студия, где мы проводили эксперименты, искали форму театра без слов, используя элементы движения, пластики, сценического боя. Мы тогда совершенно не знали, что происходит в Европе в этой области (а ведь тогда уже все происходило!) и считали себя уникальными.
В 1992 году я попала на показ в «Класс Экспрессивной Пластики» Г. Абрамова в театре «Школа Драматического Искусства» п/р А.Васильева. Люди, которых я там увидела, странно двигались. Это было интересно и ново, не похоже ни на что другое, что я видела… Похожее на Буто, – медленное, осознанное до мелочей движение, не балет и не привычный танец. Движение, рождающее образы. Я тогда хотела быть синтетической актрисой, и подумала, что мне это пригодится. Пройдя кастинг, я была принята в студию. Идея Абрамова была создать уникальный коллектив импровизаторов, каждый из которых владеет своим собственным телесным языком и при этом способный по щелчку пальцев сымпровизировать спектакль.
В 1994 году в Россию со своими спектаклями приезжала Пина Бауш. По приглашению Васильева она посетила нашу студию, для того чтобы посмотреть и оценить, что мы делаем. Пина Бауш смотрела наши этюды и плакала! Она обнимала нас всех и говорила, что потрясена тем, что в России что-то подобное вообще есть, что мы существуем, используем тела неформально…
В 98 году нас пригласил в свой проект всемирно известный немецкий хореограф Саша Вальц, где мы впервые столкнулись с тем, что танцевать на европейском уровне мы не умеем. Мы работали сутками, было тяжело, тк ощущались проблемы с языком, да и сама система обучения отличалась от того что происходило у Абрамова. В Германии на нас хлынула информация, появились педагоги, которые давали мастер-классы, мы узнали о том, что существует множество техник…
Тебя смело можно назвать свидетелем того, как происходило развитие современного танца в России, расскажи, как это было.
В начале 90х годов сразу в нескольких городах России начали образовываться своего рода очаги. Основой всему тогда были люди, которые привозили хоть какую-то информацию из-за границы сюда, в страну, где никакой информации по современному танцу не было. У этих людей появлялись ученики, последователи. В Екатеринбурге таким человеком был Лев Шульман, который создал проект «Провинциальные танцы»; в Москве – Абрамов, Пепеляев и проект Андрея Андрианова и Олега Сулименко театр «Сайры Бланш».
Я встретилась с ними в Москве в 95году. Ребята каждую субботу показывали импровизационный перформанс. Было очевидно, что мы занимаемся одним делом. Ребята, правда, были более зрелые, опытные. Сулименко умудрялся даже привозить педагогов из Европы. От него же пришли в Москву первые видеозаписи танцевальных спектаклей. Конечно, сейчас мы можем назвать всех тех, кто стоял «у истоков», но тогда, даже друг друга мало кто знал. В Петербурге в то время был Александр Кукин, который начал продвигать модерн. Еще позже контактная импровизация появилась в Ярославле, там появились такие люди как Александр Гиршон, Лена Романова, Аня Гарафеева. Развитие танца шло постепенно, на подъем, но страшно медленно. Нам в те годы казалось, что в России никогда ничего не будет. Или будет, когда мы уже будем на пенсии…
Огромным скачком в развитии современного танца в России стало появление агентства «ЦЕХ», которое организовали Саша Пепеляев и Лена Тупысева в 2000 году. У нас, наконец, появилось место, где мы могли преподавать, репетировать и даже показывать танцевальные спектакли. Пошла реклама, пошли люди, которые именно здесь могли узнать о contemporary dance.
Что сейчас происходит с современным танцем?
A: Сейчас танец очень активно развивается.
Огромную роль в этом играет летняя школа ЦЕХ, куда приезжают лучшие педагоги Мира, меняющие танец прямо на глазах! Этот вид искусства прошел очень много этапов развития, в разных странах по своему, со своим контекстом. В 80х всем нравилось много танцевать, а в 90х всем разонравилось танцевать и все занялись концептуальным театром, а до этого еще сколько было? Ого-го!!! А у нас ведь ничего этого не было… В связи с этим у нас современный танец очень самобытный.. Мы не прошли развитие по ступеням вместе с Европой и иногда мы делаем что-то, не понимая, что все это уже было раньше, но поскольку мы создаем танец по – своему « с нуля» это кажется чем-то новым…
Чего не хватает современному танцу?
Два года назад я считала, что хореографам и танцовщикам в России не хватает свободы от чужого мнения, ощущения того, что не нужно ни на что ориентироваться кроме собственных творческих импульсов и делать свое дело, не боясь ошибиться. В Москве и Петербурге эту проблему почти решили, но в провинциальных городах до сих пор актуальны вопросы: Как на меня посмотрят? Что обо мне подумают? В Европе такой проблемы не существует, там давно уже все чувствуют себя одинокими людьми, которым на всех плевать и на которых всем наплевать! У нас же желание соответствовать очень сильное, а это в современном танце неприемлемо.
Отдельная проблема – не хватает хороших менеджеров, не хватает рекламы. Не хватает времени и места. Танец – это искусство, которому для воплощения нужна площадка и ничего тут не сделать, к сожалению, не у всех талантливых хореографов есть деньги платить аренду. Для меня идеальная ситуация – репетиции каждый день. Репетировать один раз в месяц это аномально…
«По.В.С. Танцы» 5 лет назад, и то, что мы видим сейчас – это разные проекты?
В каком-то смысле разные, люди другие…Мы меняемся постепенно, появляются новые вопросы, новые творческие задачи. Мы никогда не шли революционным путем, хотя и называемся «По. В.С. Танцы» и способ нашей работы не изменился. В своем творчестве мы всегда пытались начинать именно с исследования, эксперимента, и уже потом превратить это в продукт, который можно показывать.
На данном этапе «По.В.С. Танцы» это 3 человека: Эммануэль Горда, Альберт Альберт и Александра Конникова. Последний спектакль мы сделали с тремя независимыми танцовщиками: Сашей Андрияшкиным, Ильей Беленковым, и Соней Левиной. Спектакль называется «Практика вероятности», премьера была в Москве в Актовом зале в мае 2008 года. Возможно, следующую работу сделаем в таком же составе.
Следите ли вы за подрастающим поколением?
Я больше знаю московских ребят, потому что мы с ними в одном месте «варимся» и друг на друга ходим и смотрим. Оля Духовная, молодой хореограф, для своего возраста делает очень интересные вещи. Оля Цветкова, которая танцует в театре Саши Пепеляева. Она делает интересные сольные проекты и очень талантливо работает с видео. Из питерских знаю Сашу Любашина, Алису Панченко, Артема Игнатьева (Ёd physical theatre) и Настю Кадрулеву. Ещё хотелось бы упомянуть «Диалог-Данс» из Костромы: Иван Естегнеев и Евгений Кулагин – очень интересные артисты и к тому же организаторы уникального в своем роде международного фестиваля танцевальных дуэтов «Di-Versia».
Всегда хотела спросить, почему у вас – людей, владеющих собственной уникальной техникой, нет своей школы?
Это большое вложение, затраты, причем не только материальные. Если ты начинаешь заниматься школой – у тебя не остается времени для спектаклей, для путешествий, для себя… возможно позже. Мы часто даем мастер – классы в разных городах России. Следите за новостями!
И напоследок…
Часто люди откладывают какие-то вещи на потом. Но если хочется смотреть современный танец, заниматься им, если хоть какой-то интерес есть – попробуйте его развивать, культивировать! Танец очень много даёт! Конечно, можно нарваться, посмотреть какую-нибудь гадость и больше не хотеть иметь с этим дело, но мы говорим «современный танец» не потому что это нечто сформировавшееся, а именно потому, что это формируется сейчас, на наших глазах. Очень разные люди сейчас занимаются этим искусством, очень разные формы оно принимает. Хорошее место – фестивали, где можно посмотреть сразу много различных проектов, пообщаться с теми, кто покажется интересным. Не стесняйтесь, спрашивайте, пишите э-мейлы!
[Благодарим школу DanceRepublic за возможность подготовки этого интервью и за безудержную любовь к танцу!]
Комментарии
Подписаться