Минувшей весной я не могла не поглощать залпом контент ютюба по ряду веских причин: 1. На диване в гостинной обнаружился шаровый вайфай; 2. В феврале-мае 2009 на вопрос «чем занимаешься?» я в 90% случаев отвечала “Пишу диплом”. См.: собираюсь писать диплом, собираюсь собираться, корю себя за то что не пишу, нуждаюсь в отдыхе от изнурительного написания... Все это время нужно было чем-то заполнять, по возможности не отходя от ноута. Тогда со мной и случился So You Think You Can Dance. А точнее – (избирательно или полностью) 5 американских, 1 канадский и 1 австралийский (не считая отечественный “Танцюють Всі”, который украинский канал СТБ транслировал осенью 2008) сезоны.
Упущу треп о том, как много значат танцы для меня лично. Всю жизнь я по большинству либо танцевала, либо испытывала зверскую ломку по тренировкам и опять танцевала. Аудитория SYTYCD состоит отнюдь не только из людей так или иначе причастных к хореографии. Одних эпизоды мотивируют облачаться в гетры/джазовки и отправляться потеть в зеркальные залы, другие предаются блаженной идентификации, не поднимая попу с дивана. И те, и другие уже исчисляются миллионами и являются гражданами не одного десятка стран.
За годы существования шоу стало в разы престижнее быть/хотеть быть хореографом, танцевальные студии воспряли духом, участь танцора перестала ассоциироваться исключительно с бекграундом попсы. Вейд Робсон, Мия Майклз стали едва ли не селебритиз далеко за пределами Штатов и денс-комьюнити, треки, используемые для рутин в шоу стремительно прибавляют в популярности, чего не могли не заметить продюссеры исполнителей. Я своими глазами видела людей, которым за считанные дни поглощения SYTYCD крышу сносило настолько, что они готовы были бросать все мыслимые занятия и истязать себя в зале до полусмерти, взывая к духу Рудольфа Нуреева.
Вообщем да. Танцевальные реалити шоу очень популярны. Это факт. Если вопрос "Почему?" вас занимает меньше моего, то предлагаю пропустить следующий кусок поста и перейти сразу к просмотру любовно, хотя местами и субъективно отобранных 10 номеров из разных сезонов шоу), а я еще чуток порассуждаю.
Если верить Лауре Малви и еще ряду социологов, то у голубых экранов (или цветных мониторов) нас удерживает 2 типа удовольствий:
- Скопофилия (удовольствие от подглядывания) – тут все ясно – весь концепт реалити шоу на нем и держится;
- Удовольствие от возвышенной идентификации – отождествления себя с персонажами, которые близки нам, но в некотором роде лучше, совершеннее нас, синтетический жизненный опыт от переживания их судьбы на экране если хотите.
Здесь к аксиоме, что хорошо танцующие люди, особенно в профессионально подготовленном оформлении, прекрасны, по моему добавляется еще несколько факторов.
Во-первых. В современном развитом обществе скептицизм практически приравнивается к интеллекту. Been there, done that. Романтические томления блогосфера охрестила “пиздостраданиями”, девочки едва вступившие в пубертат, уже знают, что "как в кино не бывает". Телевизионные продюссеры, режиссеры, авторы текстов песен are working their asses off, стараясь заставить аудиторию верить и вздыхать от умиления, не боясь быть уличенными в соплежуйстве и дурном тоне. Вот только фраз калибра «Я тебя люблю», «Я тебя хочу» в их арсенале не прибавляется и никогда не прибавится. И титанам мас-медиа никуда не деться от того чтобы изворачиваться и трансформировать эти фразы сколько хватит терпения, денег и таланта. Почему? Да потому что больше всего на свете зритель, каким бы потертым рафинированным скептиком он не был, идентифицируя себя с героями, хочет переживать красивые истории, слышать эти фразы и ВЕРИТЬ им. А они звучат с каждым новым разом все более дешево...
Одна из участниц SYTYCD сказала “Мне тяжело об этом говорить, но легко об этом танцевать”. Успешной, современной, взрослой и скептически фильтрующей телесопли девушке, наблюдающей за танцевальной композицией и идентифицирующей себя с танцорами редко приходится честно говорить о том, что она например больше всего хочет быть влюбленной/слабой/честной/красивой/etc и не бояться выражать эти чувства. А партнерша на экране танцует контемп именно об этом, и ее способ коммуникации далеко не так дешев и заклиширован, как диалог из голливудского мыла.
Чтобы лучше понять что я имею ввиду, проделайте одну штуку. Переведите следующие танцы языком кинореплик/текстов песен и послушайте, какое получилось сопливое мыло. "Я тебя люблю", "а я тебя - нет, хотя, подожди, наверно да" "но нам нельзя быт вместе потому что бла-бла-бла". Тьфу. Даже с out-of-here хореографией Вейда Робсона выйдет что-то подобное. А теперь попробуйте сказать, что не верите вот например этому диалогу :
Еще один важный фактор, "изподтишка" усиляющий удовольствие от зрительской идентификации - это, по моему мнению, то, что танец, даже современный, за редким исключением все еще очень гендерно консеративен. Именно такой классической маскулинности и феминности порой втихоря жаждет зрительская душа, даже андрогинизированная и всячески гендерно лояльная.
Посудите сами. В таких, казалось бы, "ЛГБТ-френдли" Америке и Канаде судьи неустанно твердят о примате маскулинности для танцора-мужчны, а гомосексуальная пара, танцующая сальсу, вызывает откровенное непонимание, чего камера даже не пытается скрыть. Ясен перец, партнеру нужно обладать мышечной силой, чтобы между делом не уронить партнершу и выглядеть мужеподобно чтобы органично вписываться в образы, предусмотренные хореографами, но причины по которым продюссеры и судьи неустанно повторяют фразу "masculine dancer" гораздо глубже.
Как иллюстрация мне сразу лезут в голову канадские танцоры. Вот вам "канадская" женщина Наташа Резник (прошу прощения за кусок с комментариями судий):
Дальше несколько шедевров Вейда Робсона для 5ого и 3тьего американских сезонов шоу (пропускайте комментарии судий, пыталась отыскать видео в лучшем качестве):
еще несколько моих любимых контемпов из SYTYCD напоследок:
Словом танец на экране пока еще умеет быть искренним и вовлекающим, не боясь показаться дешевым. Этот период не продлится вечно, со временем все тиражируемое приедается. И медиа-мэны это прекрасно понимают, стараясь под шумок снять как можно больше сезонов танцевальных шоу, фильмов, раскрутить хореографов, основать благотворительных фондов. Хотя думаю вы со мной согласитесь, что хореография - не худшая из зависимостей, навязанных мас-медиа.
В США только закончился 5тый сезон и вот-вот стартует 6ой. Но пока я планирую подсесть на 2ой канадский, т.к. первый был едва ли не лучшим из того что я видела. Благо эпизоды появляются онлайн на утро после живой трансляции.
p.s. прошу прощение за разнобой в размерах видео, выбирала между формой (поста) и содержанием (качеством записей) :)
Комментарии
Подписаться