Views Comments Previous Next Search

Анастасия Шавлохова

53608
НаписалAnton Mikhailovsky16 октября 2008
53608

Настя, расскажите немного о самой студии «Непокорённых». Так вкратце – понимаю, что уже много раз приходилось это делать.

Я, Иван Плющ и Илья Гапонов в мае 2007 года сделали студию, куда стали приглашать определённых художников. Сейчас мы постоянно изменяем концепцию, потому что цеховой принцип, которого мы всегда добивались, заключается в том, что, когда работаешь как группа намного легче себя показать, интереснее – не сидишь зашоренный в какой-то своей закрытой коробочке. И когда работаешь как группа, намного удобнее коллекционерам и галеристам – они приходят в одно место, уже понимают местные вкусы.

Моей задачей как директора студии было обеспечение постоянного притока новых людей. Мы очень боимся того, что происходит, когда люди долго сидят на одном месте, думая: «Мне здесь хорошо, у меня здесь своя мастерская, я здесь обжился и так и буду жить». Такая коммунальная квартира из художников. Мы постоянно меняем людей и изначально говорим им, что берём сроком на три месяца. Кто-то, конечно, остаётся дольше.

Первая наша тотчётная, итоговая выставка была «Память полей» в лофт-проекте «Этажи» – пришло очень много людей. Мы собрали на своей базе с «Непокорённых» 17 человек, а остальные 35 – друзья, друзья друзей и всякие интересные нам художники, видео-артисты, которые работают у себя дома и т.п. В общем – все те люди, которые появляются на «Непокорённых» постоянно, с которыми мы общаемся.

В декабре 2007 мы делали проект «Видео-захват» – это было 2 декабря, в 12 часов ночи, пришло более 700 человек, у нас даже студия не вмещает столько людей. Вот так мы с лофт-проектом «Этажи» активизировали художественную жизнь. У молодых художников появилось место, чтобы собираться вокруг него, как у такого огонёчка. В общем-то, мы стараемся всем помочь и часто предлагаем своих художников для различных проектов. Результатом нашей деятельности является то, что у каждого нашего художника уже были персональные выставки, многие участвовали в интернациональных проектах. То есть получилося вполне успешное предприятие в плане «раскрутки» художников. Но вообще – сложно, профессионализма в художниках мало – не все понимают, например, что какие-то картины, объекты надо бы в фонд отдавать. Поддержки от государства, видимо, ждать не стоит – значит должна быть частная инициатива. В общем, большая проблема в основном с экономическими вопросами.

Как продолжение «Непокорённых» у меня 9 числа открылась площадка на «Винзаводе» под названием «Старт». Она некоммерческая – мы там молодых художников показываем, делаем им PR, работаем с ними, показываем иностранным гостям. Нас увидели на «Непокорённых» заинтересовались и получился такой переход к «Старту».

Анастасия Шавлохова. Изображение № 1.

Каков критерий отбора художников?

Конечно, нас интересуют молодые художники – те, которые нам, т.е. мне, Гапонову и Плющу, нравятся. Иногда вот видишь, что человек делает что-то такое, чего в Европе и так очень много, но с другой стороны, понимаешь, что потенциал-то есть – вроде бы, надо дать человеку шанс себя выразить. Здесь только время может дать ответ. Кто-то, кто казался гениальным, как-то куксится, а кто-то сомнительный, наоборот, раскрывается в лучшую сторону в такой арт-коммуне – больше общается, больше смотрит, получает советы. Иногда художники сами приходят с желанием попасть в нашу студию – обычно в месяц человек десять где-то, но много это или мало? Сравнивать не с чем.

В основном у вас получается «собирать» живописцев, графиков и видео-арт?

Нас, конечно, интересуют ещё инсталляторы, но с ними намного сложнее – трудно найти хороших и качественных, да и материалы для этого вида искусства слишком дорогие. В Италии вот всё хорошо со скульптурой, у нас – нет. Правда, в студии вот сейчас есть один мальчик-скульптор, на которого я возлагаю большие надежды – Константин Новиков.

Анастасия Шавлохова. Изображение № 2.

Что вы представите на «Арт Параде»?

Я, к сожалению, достаточно поздно узнала о его существовании. У нас получились такие не кураторские, а независимые проекты – инсталляции Ильи Гапонова с Константином Новиковым, а также Ирины Дрозд и ИванаПлюща. Эти работы Ирины мы ещё ни разу не выставляли так полновесно, поэтому ирешили сконцентрироваться на персональных проектах. «Арт Парад» нам отчасти помог в финансировании – требовалось много живописи и т.д. Конечно, если бы мы сильно раньше узнали об арт-параде, нам бы хотелось подготовить какой-нибудь масштабный проект вроде «Памяти полей», но за такое время мы уже не успели.

На какие темы будут инсталляции?

У Ирины – на тему такого беззаботного, радужного детства, а у Гапонова с Новиковым – на тему трапезы – большой металлический хлеб, очень красивая вещь, как будто бы с изумрудами… В общем, поиграем на эти темы. В целом, то, что делать выбирали сами художники, ведь у организаторов не было какой-то точной концепции, требований, так – всего понемногу… Но сам по себе «Арт Парад» интересен как любая инициатива, а инициатива всегда – здорово. Вообще, работать над выставкой со всеми начинающими художниками – это непросто.

Опыт работы с пространством, если ты не гений, приходит только где-то с десятого раза. Куратору всегда сложно объяснить что-либо художнику, который уверен в том, что он и так способен поведать обо всём миру. Но, по-любому, такие выставки как «Память полей» или «Арт Парад» – они дают важный толчок художественным процессам. На экспозиции приходят другие молодые художники смотрят и понимают, что такое можно делать, можно выставить…

Анастасия Шавлохова. Изображение № 3.

А какова сейчас общая ситуация с петербургским искусством?

Вообще петербургских художников, которые мало-мальски что-то делают, штук пятьдесят всего, и многие как-то сами устраиваются без нас. Но до этого, кажется, и вовсе ничего не было: «Да я что-то делаю, но кому это нужно?».

Сейчас уже не так – искусство идёт на подъём?

На подъём идёт искусство и на подъём идут художники. Тут две стороны, одна – хорошая, а другая – деньги. Я вот думаю, может скоро кризис будет, и останутся только самые-самые. Вообще, финансовые отношения – это теперь всё. Но бывает и такое – пришёл тут в Москве ко мне мальчик, 22 года, из Тывы, Женя Антуфьев – он вышивает, вяжет, делает кукол, но таких космических, настоящих шаманских, по какой-то одному ему известной системе. Это просто нереальные объекты – они откуда-то не отсюда. Прямо чувствуется инородная энергия. Но что характерно – я ему говорю: «Женя, давай устроим твою выставку?» – на что он отвечает: «Ну, я ещё не решил, нужна она мне или нет, я и так же делаю». А ведь среднестатистические молодые художники за выставку передерутся. Опять же, продавать работы отказался – говорит, что слишком уж дороги ему самому. Но, вроде бы, на некоммерческую выставку в «Старте» где-то в декабре я его уговорила.

Должен же быть какой-то баланс – понятно, что жить на что-то надо, но и зацикливаться на денгах в творчестве не стоит. Просто, мне кажется, что и государство должно в какой-то мере помогать – как раньше было: краски бесплатные, пенсии…

Есть ещё одна проблема – некоторые художники не очень-то развитые: так где-то что-то нахватались, каких-то концепций «Мать-сыра земля, хлеб, вино»… Придумают себе «гениальных» идей и так и идут по ним. Вот, кстати, с 23 октября у нас, на Непокорённых, начинают читать лекции по истории и теории искусства, культурологии и философии – вход свободный, расписание будет на нашем сайте nepokorennie.ru и афиши по городу будут висеть. Попробуем таким образом с неграмотностью бороться. Художников-интеллектуалов я вот почти и не вижу. Думаю, во многом это происходит из-за замкнутости систем – художники не общаются с музыкантами, театральными, балетными деятелями, кинематографистами… Вот «Арт Парад», кстати, этим хорош, что в некоторой мере их объединит между собой в одном пространстве.

Анастасия Шавлохова. Изображение № 4.

В принципе, получается, что все такие золотые времена искусства, по крайней мере, 20 века, выпадали именно на то время, когда люди из разных сфер культуры были тесно связаны и работали вместе – так ведь?

Ну, да и я надеюсь, что такие времена снова вот-вот наступят. Например, кинематографисты, сейчас активно используют другие виды искусства в своём – что касается авторского кино. Многим другим пока это не интересно, они зажаты, но, может быть, вскоре шагнут навстречу – я настроена вполне оптимистично.

Анастасия Шавлохова. Изображение № 5.
Рассказать друзьям
5 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются