Год выпуска: 2005
Страна: Канада, Великобритания
Жанр: Недетская сказка
Режиссер: Терри Гилльям
В ролях: Джодель Ферланд — Джелиза-РоузДжеф Бриджес — НойДженнифер Тилли — Королева ГунхильдаБрендан Флетчер — ДиккенсДжанет МакТир — Делл
Мрачная кинофантазия Терри Гиллиама, поставленная по мотивам одноимённого романа американского писателя Митча Каллина. Премия ФИПРЕССИ на международном кинофестивале в Сан-Себастьяне.
Гильям — сказочник. Все, что мне доводилось прежде у него смотреть, было игривой и вывернутой сказкой. Сказкой с подкладкой, сказкой с изнанкой. И хотя легкость фантазий и невинность обращения с окружающей действительностью вызывали симпатию, Гильям казался режиссером для необязательного просмотра. Для воскресной вечерней программы.
Случайно увиденная «Страна приливов» перевернула мое представление об этом художнике.
Полностью ленту удалось посмотреть только с третьего раза. Первые два заканчивались неудачей — так тяжел вход в пространство, выкроенное режиссером. Пережить фильм можно только, если жить в нем. Если перестать оценивать происходящее, лениво глядя наружу из недр уютного диванчика, и увидеть мир глазами героини Джелизы-Розы.
«Страна приливов» тоже на самом деле сказка. На этот раз сказка о девочке со спичками. Дитя, обделенное всем, потерявшее родителей, которые и живые были мертвее мертвых, а мертвые оказываются живее живых. Ребенок, оставшийся один посреди полей в полуразрушенном доме без еды. Ребенок, все сокровища которого — лишь несколько кукольных голов. Но есть еще мир вокруг. Девочка счастлива миром, который окружает ее, пусть этот мир и создан ее огнем, ее воображением.
Фильм начинаешь принимать тогда, когда можешь выключить действительность мира взрослых и принять увиденное как то, что невозможно изменить, потому что дети не в силах изменить окружающее. Принять, проживая его всеми своими уже к тому времени немалыми жизнями и познавая его теми средствами, тем образом, которым умеешь.
Пересказ сюжета фильма бессмысленен. Простое упоминание происходящих событий способно привести в ужас даже закаленного зрителя, кажется, что все кошмары и все пороки мира сосредоточились вокруг ребенка. Но неестественность происходящего ничем не особеннее мира фантазий, границы между мирами неразличимы. Девочка имеет дело только с имбецилами, наркоманами и психопатами, но они не более странны для нее, чем разумная белка, говорящие кукольные головы, норка белого кролика и другие вещи, которые она видит вокруг себя.
Актриса, играющая Джелизу-Розу, необыкновенно талантлива. Своей фантазией она размывает края сценария, добавляя истории правдоподобия и естественности. Героиня фильма вовлекает в игру все, что видит. Старые вещи, деревья, мертвый отец, Ее игры с куклами ужасают не меньше, чем бред безумцев, окружающих ее — он точная копия той вывернутой жизни, что знакома девочке.
Извращенный мир семьи, который поначалу просто невыносим, неестественен (в Лас-Вегасе есть подобное ощущение), чрезмерно натуралистичен, со смертью отца становится миром кукол, в котором, собственно и живет девочка.
Вот это двуоборотное ощущение — мир как кукольный, и куклы живее людей — это и есть самое главное, что оставляешь в себе после просмотра. И безумная реальность в виде сумасшедшей чучельницы и вечного ребенка-эпилептика, и кукла отца — все дано лишь для того, чтобы соединить прозаические бытовые вещи с фантастическим миром переживаний. Действительность подыгрывает воображению.
Фильм прекрасно снят, завораживающе прекрасен, он весь — сказка, он ежесекундно преображает окружающие предметы, как похожая на ведьму соседка преображает дом, в котором живет героиня.
С какого-то момента куклы начинают приходить в негодность и портиться. Мир становится все сумрачнее, пока, наконец, не происходит схлопывание пустой оболочки, источенной гнилью, и она прорывается наружу, в нормальный мир.
Но плоская чистая белая правильная жизнь может соединиться с вывернутым миром только взрывом, через смерть всех, кроме безумцев и случайных альтруистов.
Однако соприкосновение двух миров произошло — Джелиза-Роза, вероятно, примет новую реальность так же, как принимала до этого и старую — с доверчивостью и интересом.
Гильям всегда немного шутил с действительностью, ничего не снимая совсем всерьез. В «Стране приливов» он показал невыносимо серьезный мир, сыгранный детским сердцем.
Впервые режиссер так откровенен и искренен, а фильм неожиданно оказывается если не гениальным, то необычайно важным, без которого уже невозможно помыслить кинематограф.
Неудивительно, что «Страну приливов» приняли не все. Привычка к тому, что у режиссера всегда должна быть фига в кармане, а всякая серьезность пафосна и неуместна, не дают опытному и отстраненному зрителю ощутить эмпатическое переживание. Как бы то ни было, Гильям свое слово в кино сказал и тем получил свою долю вечности.
Статья была написана для сетевого журнала Новые облака Ларисой Йоонас
от себя:
музыка от mychael danna & jeff danna написанная к фильму передает загадочную атмосферу закрыв глаза… это уже не реальность…
Комментарии
Подписаться