Режиссер: Михаэль Ханеке
Триллер. США 2007
Продолжительность: 111 мин.
Тим Рот, Наоми Уоттс, Майкл Питт, и великий и ужасный Михаэль Ханеке предлагают вам, любезные зрители уникальное представление! Безумный австриец, автор скандально-известной «Пианистки» (2002), решился на, наверное, один из самых беспрецедентных экспериментов в мировом кинематографе. Он кадр в кадр, слово в слово переснял свой же знаменитый одноименный фильм 1997 года. Разница осталась лишь в языке - оригинал был снят на родном для Ханеке немецком. Конечно, многие режиссеры любили, да и любят привлекать зрителя римейками старых хитов, но такого «оригинального» не делал еще никто…
Сюжет фильма удивительно прост. Состоятельное американское семейство – папа, мама и сынок, под звуки оперной классики, едут в свой загородный дом подальше от суеты мегаполиса. Как пел Миронов: воздух, солнце, лодка и река – что еще нужно для полного счастья? А по мнению Ханеке, для полного счастья нужны еще два интеллигентных паренька в белых перчатках для гольфа.
Одного зовут Питер (Брэди Корбет – «Тринадцать», «Предвестники Бури»), другого зовут Пол (Майкл Питт). В один прекрасный момент один из них (Питер) появляется на заднем дворе и стучится в дверь.
В то время, как ничего не подозревающие муж с сыном возятся с недавно отремонтированной лодкой, незнакомец обращается к открывшей ему дверь Анне с невинной просьбой дать ему пару яиц, утверждая, что за ними его послала соседка. Получив желаемое, мальчуган удаляется, после чего, за кадром, их разбивает.
Он возвращается, и с виноватым лицом просит еще, постоянно оправдываясь, и мямля что-то вроде «у меня две руки - левые». Затем в дом заходит второй «виновник торжества» Пол, и, извиняясь за неуклюжесть друга, тоже просит яйца, на что получает отказ возмущенной его настойчивостью Анны. Потом в дом заходят последние участники шоу – папа с сыном, и начинается нервная дискуссия на яичную тему.
Слово за слово – и вот, папа лежит со сломанной ногой, корчась от боли, а ребята в белых рубашках вежливо объясняют, что до следующего утра все трое не доживут. Примерно после тридцати минут фильма это поймет уже любой…
Эпатажный режиссер снова возвращается к своей излюбленной теме насилия. Причем по ходу фильма так до конца и не становится понятно, над кем же Ханеке, в лице этих двоих, издевается в большей степени: над буржуазным слоем общества, ярким представителем которого является эта дружная американская чета, или над зрителями, которым постоянно надо кому-то симпатизировать и за кого-то переживать. Ломать стереотипы, удивлять и шокировать публику австрийцу не привыкать. «Посмотрите, если отважитесь», «беременным и психически неуравновешенным лицам не рекомендуется» – примерно такие надписи можно было увидеть двенадцать лет назад на афише «Забавных игр» в Каннах, куда режиссер привез картину. Во время показа в ужасе разбежалась половина зрительного зала, включая самого Вим Вендерса, а творение Ханеке окрестили «самым страшным фильмом десятилетия». Невероятно, но факт: за все действие фильма ни пролито не капли крови (ок, ну почти), и нет ни одной откровенной сцены насилия. Но Но эффект совершенно невероятный: и страшно до безобразия, и нажать на кнопку «стоп» рука не поворачивается. Уникальность и неповторимость режиссерского гения Ханеке наверное в следующем: подобно крепкому документалисту он создает на экране невероятный эффект присутствия.
Безусловно, не могут не возникнуть многочисленные вопросы. Например, зачем еще раз снимать свой же фильм, все козыри которого уже давно раскрыты. Или – зачем вообще показывать зрителям все «это»? На все подобные вопросы ответ один. Он прост и тривиален, как сюжет картины. Ханеке сделал американский фильм по-европейски, как бы показывая Голливуду, что ужас должны наводить не пучеглазые зубастики с клешнями вместо ушей, а простой «моральный садизм». На поприще изучения насилия Ханеке воробей стреляный, и он может себя практически уже ничем не ограничивать. Эту тему он изучил вдоль и поперек: и в оригинале «Забавных игр», и в той же «Пианистке», и в «Скрытом». А в «Белой ленте» только продолжил.
Наоми Уоттс, которая также является одним из продюсеров фильма, Ханеке пригласил в картину лично, возможно она произвела на него впечатление, отметившись у Дэвида Кроненберга («Порок на экспорт») и Алехандро Гонсалеса Иньярриту («21 грамм»). Ее роль, впрочем как и роль Тима Рота, второстепенна – парадом командует режиссер глазами Питера и Пола. Они, кстати, в исполнении соответственно Корбета и Питта ну просто бесподобны, и выглядят ничуть не менее страшными, чем ребята из «Забавных игр» образца одиннадцатилетней давности.
А Ханеке продолжает, от фильма к фильму, максимально вовлекать зрителя в происходящее на экране. И не важно, какими способами достигается этот результат. Свою картину режиссер называет «фильм о триллере». Находясь в стандартных жанровых рамках, он эти рамки смог расширить. О да, Ханеке, как и всегда, остается верен себе. На то он и великий экспериментатор, и крушитель стереотипов в одном флаконе.
Комментарии
Подписаться