Views Comments Previous Next Search

Забавные игры Михаэля Ханеке

626597
НаписалАлексей Романовский25 января 2010
626597

Режиссер: Михаэль Ханеке 

Триллер. США 2007

Продолжительность: 111 мин.

Тим Рот, Наоми Уоттс, Майкл Питт, и великий и ужасный Михаэль Ханеке предлагают вам, любезные зрители уникальное представление! Безумный австриец, автор скандально-известной «Пианистки» (2002), решился на, наверное, один из самых беспрецедентных экспериментов в мировом кинематографе. Он кадр в кадр, слово в слово переснял свой же знаменитый одноименный фильм 1997 года. Разница осталась лишь в языке - оригинал был снят на родном для Ханеке немецком. Конечно, многие режиссеры любили, да и любят привлекать зрителя римейками старых хитов, но такого «оригинального» не делал еще никто…

   Сюжет фильма удивительно прост. Состоятельное американское семейство – папа, мама и сынок, под звуки оперной классики, едут в свой загородный дом подальше от суеты мегаполиса. Как пел Миронов: воздух, солнце, лодка и река – что еще нужно для полного счастья? А по мнению Ханеке, для полного счастья нужны еще два интеллигентных паренька в белых перчатках для гольфа. 

Забавные игры Михаэля Ханеке. Изображение № 1.

Забавные игры Михаэля Ханеке. Изображение № 2.

Одного зовут Питер (Брэди Корбет – «Тринадцать», «Предвестники Бури»), другого зовут Пол (Майкл Питт). В один прекрасный момент один из них (Питер) появляется на заднем дворе и стучится в дверь.

Забавные игры Михаэля Ханеке. Изображение № 3.

В то время, как ничего не подозревающие муж с сыном возятся с недавно отремонтированной лодкой, незнакомец обращается к открывшей ему дверь Анне с невинной просьбой дать ему пару яиц, утверждая, что за ними его послала соседка. Получив желаемое, мальчуган удаляется, после чего, за кадром, их разбивает.

Забавные игры Михаэля Ханеке. Изображение № 4.

Забавные игры Михаэля Ханеке. Изображение № 5.

Он возвращается, и с виноватым лицом просит еще, постоянно оправдываясь, и мямля что-то вроде «у меня две руки - левые». Затем в дом заходит второй «виновник торжества» Пол, и, извиняясь за неуклюжесть друга, тоже просит яйца, на что получает отказ возмущенной его настойчивостью Анны. Потом в дом заходят последние участники шоу – папа с сыном, и начинается нервная дискуссия на яичную тему. 


Забавные игры Михаэля Ханеке. Изображение № 6.

Забавные игры Михаэля Ханеке. Изображение № 7.

Слово за слово – и вот, папа лежит со сломанной ногой, корчась от боли, а ребята в белых рубашках вежливо объясняют, что до следующего утра все трое не доживут. Примерно после тридцати минут фильма это поймет уже любой…

Забавные игры Михаэля Ханеке. Изображение № 8.

Забавные игры Михаэля Ханеке. Изображение № 9.

   Эпатажный режиссер снова возвращается к своей излюбленной теме насилия. Причем по ходу фильма так до конца и не становится понятно, над кем же Ханеке, в лице этих двоих, издевается в большей степени: над буржуазным слоем общества, ярким представителем которого является эта дружная американская чета, или над зрителями, которым постоянно надо кому-то симпатизировать и за кого-то переживать.  Ломать стереотипы, удивлять и шокировать публику австрийцу не привыкать. «Посмотрите, если отважитесь», «беременным и психически неуравновешенным лицам не рекомендуется» – примерно такие надписи можно было увидеть двенадцать лет назад на афише «Забавных игр» в Каннах, куда режиссер привез картину. Во время показа в ужасе разбежалась половина зрительного зала, включая самого Вим Вендерса, а творение Ханеке окрестили «самым страшным фильмом десятилетия». Невероятно, но факт: за все действие фильма ни пролито не капли крови (ок, ну почти), и нет ни одной откровенной сцены насилия. Но Но эффект совершенно невероятный: и страшно до безобразия, и нажать на кнопку «стоп» рука не поворачивается. Уникальность и неповторимость режиссерского гения Ханеке наверное в следующем: подобно крепкому документалисту он создает на экране невероятный эффект присутствия.

Забавные игры Михаэля Ханеке. Изображение № 10.

   Безусловно, не могут не возникнуть многочисленные вопросы. Например, зачем еще раз снимать свой же фильм, все козыри которого уже давно раскрыты. Или – зачем вообще показывать зрителям все «это»? На все подобные вопросы ответ один. Он прост и тривиален, как сюжет картины. Ханеке сделал американский фильм по-европейски, как бы показывая Голливуду, что ужас должны наводить не пучеглазые зубастики с клешнями вместо ушей, а простой «моральный садизм». На поприще изучения насилия Ханеке воробей стреляный, и он может себя практически уже ничем не ограничивать. Эту тему он изучил вдоль и поперек: и в оригинале «Забавных игр», и в той же «Пианистке», и в «Скрытом». А в «Белой ленте» только продолжил.

   Наоми Уоттс, которая также является одним из продюсеров фильма, Ханеке пригласил в картину лично, возможно она произвела на него впечатление, отметившись у Дэвида Кроненберга («Порок на экспорт») и Алехандро Гонсалеса Иньярриту («21 грамм»). Ее роль, впрочем как и роль Тима Рота, второстепенна – парадом командует режиссер глазами Питера и Пола. Они, кстати, в исполнении соответственно Корбета и Питта ну просто бесподобны, и выглядят ничуть не менее страшными, чем ребята из «Забавных игр» образца одиннадцатилетней давности.

   А Ханеке продолжает, от фильма к фильму, максимально вовлекать зрителя в происходящее на экране. И не важно, какими способами достигается этот результат. Свою картину режиссер называет «фильм о триллере». Находясь в стандартных жанровых рамках, он эти рамки смог расширить. О да, Ханеке, как и всегда, остается верен себе. На то он и великий экспериментатор, и крушитель стереотипов в одном флаконе.

Рассказать друзьям
62 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются