Если Бог существует, то атеизм должен казаться ему меньшим оскорблением, чем религия. (Жюль Гонкур)
Речь пойдет о Гипатии, дочери Теона Александрийского, датой смерти которой значится 415г. Гипатия (Рейчел Вайс), будучи предана наукам больше чем мужчинам, преподавала молодому истеблишменту Александрии философию, математику, а так же астрономию, которой всецело отдавалась в свободное от преподавания время. И ничем ее история не привлекала бы внимания, если бы не бытовало мнение, что Гипатия принимала непосредственное участие в политических делах столицы Эллинистического Египта, имея большое влияние на перфекта Александрии Ореста (Оскар Айзек).
Именно такой Гипатия предстает нам в картине «Агора», вышедшей на экраны в 2009 году, испанского режиссера Алехандро Аменабара. Главенствующую роль в событиях картины занимает религиозная борьба язычников, христиан и, конечно же, евреев, которые будучи вроде бы не при чем, тоже получили камнем по голове. Гипатия же придерживалась своих убеждений. Отказавшись от одних богов, не принимая второго, она верила в философию. За что ее и не обошли вниманием политические и религиозные деятели Александрии начала 5 века.
Жанр пеплум стал по-тихоньку возвращаться к жизни с 2000 года, с выходом на экраны фильма Ридли Скотта «Гладиатор». С того времени появилось еще несколько картин подобного направления (Троя, 300 спартанцев, и т.д), но фильм Аменабара отличается от них. Вроде бы все требования жанра обладатель Оскара 2005 года выполнил. Хронометраж не один час, сюжет взят не из головы и несмотря на яркость картинки отдает античностью, массовости в фильме достаточно. Даже намек на любовь присутствует.
Вот только, по своему обыкновению, режиссер перекроил жанр под себя и под современного зрителя. Вместо приукрашенных маханий блестящими на солнце мечами, мы видим самую настоящую уличную вакханалию. Кто бы мог подумать, что такие праведные христиане могут быть так жестоки. Эти сцены больше напоминают современные съемки из горячих точек. Тут тебе и хаос и кровь на объектив. Очень быстро, не забывая об исторических справках, режиссер вводит зрителя в суть событий происходящих на экране. В течение нескольких минут Александрия из языческого становится христианским городом. Влюбленные в Гипатию ученики становятся епископами и перфектами, преданный раб получает свободу.
Любовная линия картины вообще ограничена чувствами к Гипатии некоторых ее учеников, чувствами к ней одного из ее рабов (Макс Мингелла) и ее любви к науке, в частности к астрономии. Её, кажется, она не променяет ни на что. Для нее умереть счастливой - значит разгадать секрет движения планет в солнечной системе, а не мужа найти, да малышней обзавестись. Она пошла по другому пути. Увы, при таком выборе рассчитывать на долгую сладкую жизнь было бесполезно.
Из-за того, что фильм за короткое время охватывает столько событий, конечно же они задеты лишь поверхностно. В какой-то мере, это выглядит даже немного прямолинейно и не развернуто. Но никто и не требует исторических подробностей. Главное, что события не переделаны, как остальные составляющие жанра.
Альберт Энштейн говорил: «Религия, Искусство и Наука это ветви одного и того же дерева». Эта история нашла своего представителя искусства в лице Алехандро Аменабара.
7.5/10
Комментарии
Подписаться