"Красный пояс" (Red Belt, 2008) - фильм, который произвел на меня глубочайшее впечатление. Да, он слегка зануден, но что с того? Шестидесятилетнему - на момент съёмки - Мэмету (на фото - справа) удалось то, что не удавалось многим режиссёрам до него: от снял фильм не о боевых искусствах, а о том самом Духе боевых искусств, который будоражит западные умы со времени выхода на европейские языки "Хагакурэ нюмон" Юкио Мисимы, где "последний самурай" комментирует старинный кодекс самурайской чести. Для большинства зрителей "фильмы боевых искусств" - это кошачьи вопли Брюса Ли и ужимки Джекки Чана. То есть, прежде всего - зрелище. Поэма о возможностях тела, воплощенную при помощи киноязыка.
Несмотря на то, что "Красный пояс" виртуозно выстроен с точки зрения классической драматургии - постоянные повороты сюжета, новые вызовы для героя возникают каждые пять минут экранного времени - это фильм внутренний. Самое главное происходит внутри героя. И даже хэппи-энд тут выглядит не очень сладко, не как обязательный элемент повестования, а как случайность. Саспенс, выстроенный Мэметом таков, что фильм раскручивается как ураган и мы действительно до конца не можем быть уверены, что главный герой победит всех плохишей. Потому что конфликт в фильме уж слишком обострён. Это конфликт между одиночкой и всем миром, между честным бойцом и машиной, производящей деньги. Но несмотря на такую, вроде бы, простую схему Мэмету удалось избежать банальности. Такое возможно, скорее всего, лишь в результате глубокого погружения в предмет съёмок. Не секрет, что Мэмет сам занимался джиу-джитсу.
Недавно я просмотрел съёмку семинарских занятий по джиу-джитсу, которые проводил Александр Арабаджиев (6-й дан, Кёси - если кто понимает). Человек, глубоко меня задевший, настоящий мастер. Несмотря на то, что у Арабаджиева-сенсея отсутствует кисть правой руки и большой палец на левой руке, бросает он как сам бог войны. Предваряя тренировку, Арабаджиев-сенсей говорит, что джиу-джитсу является, пожалуй, самым философски нагруженным стилем боевых искусств. С этим трудно поспорить, глядя как он объясняет технику, комменттируя её классическими философскими концепциями.
Эта философия насквозь пронизывает и "Красный пояс". Это очень тонкий и очень умный фильм. О том, что не существует ситуаций, из которых боец не смог бы найти выход. Вызовы, которые бросает обычное такое, вполне себе материалистичное общество главному герою, тренеру Терри, очень сложны. И вполне реальны: нехватка денег, предательство близких, сакраментальная ответственность за тех, кого ты приручаешь. Но Терри как настоящий боец не играет по правилам противника, он последовательно затаскивает противника на свою собственную территорию и там побеждает. При всём этом, в фильме очень мало схваток, очень мало боевых сцен. Самый главный бой всегда происходит внутри Терри, которого играет негритянский актёр с непроизносимым именем и очень выразительными, порой кричащими глазами. Он постоянно оказывается перед выбором: предать или сохранить достоинство? Прогнуться или остаться стоять? Стать клоуном или остаться воином? И честно говоря, по ходу развития сюжета не раз возникают сомнения: смог ли бы я, попадя в такую передрягу, остаться на плаву?
В твиттере мне один из френдов написал, что "Красный пояс" - это не боевик, а драма. И это правда. Я бы даже сказал, что "Красный пояс" - воплощение драмы, где конфликт достигает античной остроты. Он напоминает плотную схватку, где удары сыплются один за другим. Бам! Случайно стреляет пистолет и невиновный человек чуть не попадает в тюрьму. Бам! И человек, казавийся благодетелем, походя ставит раком всех окружающих. Бам! И любимая женщина оказывается совсем не такой, какой ты себе её представлял. Бам! И близкий человек стреляет себе в башку, делая тебя виноватым в своей слабости.
До этого Мэмет принял участие в нескольких гениальных проектах. Например, "Хвост виляет собакой (Плутовство)" - это его сценарий. Но "Красный пояс" фильм действительно зрелого мастера, который сумел вытащить один из самых низких жанров кино на небывалую до сей поры высоту.
оригинал статьи находится тут
Комментарии
Подписаться