Последние пару лет на каждом углу можно услышать саундсистем такая, саундсистем другая. А саундсистема это не просто 2 человека ставящие пластинки и орущие в микрофон.
Саундсистемы появились впервые на острове Ямайка, в конце 50-х догодов.В те далекие времена они играли особой популярностью на острове пользовались американские ритм н блюз пластинки.
Первую саунд систему организовал бывший полицейский, владелец алко магаза Дюк Рейд. Впоследствии на втором этаже дома где находился магазин, появится знаменитый лейбл троян (Trojan Records). Как то вечером он вытащил пару колонок из своего магаза, поставил "вертак" и врубил музон что бы привлечь покупателей в свой магаз, крутить пластинки, он поставил своего сына. Как ни странно народ поломился за синькой и тусовался возле магаза под музон, переодически заглядывая за добавкой. Мистере Рейд заценил что выручка от подобного акшина вырастает капитально и решил что так теперь будет всегда. Спустя какое то время он получил уже известность как промоутер, а не владелец магазина, а на его тусовки приходили как на концерт. Он назвал свою саундсистему Троян (Trojan), Спустя 3 года, по всему острову разежали несколько грузовиков забитых под завязку аппаратурой, Троян саунд выступал в 5 составов по всему острову.
Однако очень скоро у него появился серьезный конкурент. Клемент Додд по прозвищу Коксон (Coxone), по образованию морской инженер имел некоторый талант к сборке усилителей и колонок побольше. Используя свои связи в Америке мог получать самые свежие пластинки и составлять конкуренцию Трояну, Гемениз и многим другим появившимся в Кингстоне. Но его преимущество было в самом чистом и мощном звуке из всех на острове.
Позже этот человек тоже откроет свой лейбл Студио1 (Studio1), который как и Троян до сих пор издает пластинки.
Часто между конкурирующими саундсистемами возникали перестрелки иконфликты с полицией, т.к. саундсистемы явление стихийное и никак нерегулироемое в то время.
К этому моменту Ямайка становится независимой и на ней начинается первая волна собственной музыки: ска, рокстеди, ранний реггей и лаверс рок. Чуть позже появятся Боб Марлей, Ли Скретч Перри, Ябби Ю, Макс Ромео и многие другие громкие и знаковые для мировой музыкальной культуры имена. К этому моменту только в Кингстоне будет более 200 саундсистем. Все они активно конкурировали друг с другом в мощности и качестве звука, насыщенности выступления, уникальности исполяемых песен. Слово дабплейт (dubplate) появилось на Ямайке, оно означает, уникальный трек записаный артистом для саундсистемы или конкретного селектора. Как правило слова в нем изменены на хвалебные отзовы к саудсистеме, по сравнению с тем треком который вы можете купить в магазе, смысл дабплейта в подчеркивании уникальности шоу и музыки на которую приходят люди.
Вместе с ямайскими имигрантами саундсистемы добрались до Европы и в первую очередь до юкейчиков, которым подобное развлечение пришлось по душе и быстро набрало популярность. Само собой что в Англии саундситемы в техническом плане сделали огромный шаг, Английские студии с радостью приняли ямайских музыкантов (5 последних альбомов Боб Марлей были записаны в Лондоне). В англии наиболее громкими саундами можно назвать Майти Джа Шака (The Mighty Jah Shaka), Саксон (Saxon Sound), Девид Родиган (David Rodigan), Ченел1(Chanel1)
В англии с развитием электронной музыки многие другие жанры переняли опыт реггей реггей саундсистем и теперь в сс формате исполняются такие жанры как драм ан бейс, джангл, хардкор, дабстеп, хипхоп, дансхолл. Саундсистемы распространены во всем мире, От Японии до США.
Со временем саунды прекратили стрелять друг другу по колонкам и начали организовывать клеши (Clash), теперь чтоб выяснить отношения между собой саунды приезжают в какой нить нейтральный город и там объединив свои колонки играют свои дабплейты. На этих битвах судями являются зрители, по их реакции определятся победитель.
Комментарии
Подписаться