Художник Дима Оскес рассказал LookAtMe о выставках, искренности, о том, что искусство требует жертв, о роли образования и об ограничениях в творчестве.
Чем ты занимаешься?
Я живу и работаю в Москве, занимаюсь иллюстрацией и графикой на базе граффити. Я не считаю себя полноценным граффити райтером, так как делаю немного больше чем просто пишу свое имя в городе. Как правило, то что я делаю, выглядит как граффити чисто технически. Если классифицировать направления в которых я работаю, то предпочтение я даю «объектному граффити», художественной форме, включающую в себя определенный набор знаков, образов и символов в плоскости и в трехмерном пространстве. Ведь для того чтобы делать что-то современное, надо хорошо знать историю.
А еще занимаюсь периодически арт-менеджментом со своими друзьями – делаю небольшие выставочные проекты. В этом году это сделали интерактивную streetfashion выставку Faces And Laces.
А как появился этот проект?
A: Последние 2–3 года у меня было желание провести подобную выставку, но это было довольно проблематично, поскольку ниша качественного стритфэшна в России абсолютно не занята и не развита.
Люди здесь не обладают объективной информацией и не умеют ей пользоваться, и не хотят что-то менять. Менеджеры крупных монопольных спортивных и фэшн компаний и артдилеры больше заинтересованы в финансовой стороне вопроса. Деньги конечно же важны, но важно понимание ситуации на рынке, влияния субкультур на формирование определенных тенденций. Пока здесь люди не научились делать одновременно хорошие проекты и зарабатывать на этом деньги.
Идея выставки Faces And Laces появилась у меня и моего друга и коллеги Леши Аксенова из-за личного глубокого интереса к из-за интереса к сникерхантингу, коллаборейшнам между художниками и крупными спортивными брендами. Хотелось сделать российский аналог западных Sneaker Pimps.
Изначально хотели сделать выставку исключительно кастома сникерсов. Но опыт показал, что художников которые хорошо понимают подобную эстетику в Москве можно пересчитать по пальцам и качественный кастом может показать не каждый. Поэтому что бы раздвинуть немного формат выставки мы решили представить все, что на данный момент касается хорошего вкуса в московской стритфешн среде.
Не хотелось официоза и пафоса, было желание просто собрать адекватных людей с взаимными интересами в одном месте, послушать музыку, пообщаться и выпить. Получилась неплохая тусовка, сейчас набираемся сил и думаем сделать мероприятие более профессиональным в будущем.
Эта выставка была коммерческим проектом? Как ты вообще относишься к коммерции и некоммерческой деятельности в граффити и арт-менеджменте?
У нас не было цели зарабатывать на этом проекте. Хотя ничего плохого я не вижу в том, чтобы заниматься любимым делом и зарабатывать. Тарина Тарантино говорила:, “if you’re a creative person and you want to be successful then you also have to be a business person”.
Что же касается коммерции в граффити, то здесь тоже нет ничего плохого. Если есть руки и есть дело в котором ты профессионал, почему бы не взяться за работу? Все зависит от качества предложения, совпадения вкусов и взглядов с заказчиками. Я не стремлюсь выбиться в лидеры и в первую очередь занимаюсь творчеством для своего собственного удовлетворения. Но это очень сложно назвать «граффити», даже если работа выполнена по всем канонам и аэрозольной краской. А так, я открыт всегда для любых проектов и предложений. Было бы время.
Неинтересная работа – это какая?
Неинтересная работа – та, которая не позволяет четко выразить свою мысль и ставит в рамки. Не хочется заниматься самодеятельностью и связываться с безвкусицей. В большинстве случаев я откажусь от неинтересной работы за большие деньги, и отдам предпочтение интересной и перспективной за маленькие.
Какую роль играет образование в твоем творчестве?
Я считаю что в моем конкретном случае, мое культурологическое образование позволяет правильно расставить акценты и четко сформулировать задачи и цели. И это помогает в организации выставочных проектов. Я ведь не профессиональный и дипломированный художник или дизайнер, я был воспитан в технической семье, но это не мешает мне визуально реализовывать свои идеи. Если говорить про высшее художественное образование, я ничего не имею против, но стронником этого не являюсь.
Важно ли чтобы твои работы считали произведениями искусства? Требует ли искусство жертв?
То что я делаю, вообще искусством считать нельзя. Искусство в наши дни, в России, довольно абстрактное понятие и не имеет четкого определения. Я стараюсь в своей жизни и творчестве не использовать это определение и всячески его игнорировать. Не знаю как с искусством, но граффити требует жертв – но это даже хорошо, держит меня в форме.
Какие у тебя ориентиры и ограничения в творчестве?
Я считаю, что неотъемлемой составляющей любого творческого процесса являются впечатления. Впечатления от путешествий, наблюдений, от улыбки любимой девушки, от знакомства с новыми людьми, от посещения пати и концертов, выставок и т.п. Чем больше впечатлений – тем искренней то, что ты делаешь. Все мои увлечения влияют на мое творчество и задают тематику. Что-то влияет больше, что-то меньше.
Это классический и современный пин-ап, эстетика 50ых, классическая американская школа татуировки, графика в современной уличной моде, кроссовки и сникерхантинг, граффити в синтезе с графическим дизайном. Но в большинстве случаев, я не активный участник, а тихий наблюдатель.
Кто из граффити художников и иллюстраторов тебе нравится?
Очень нравится то, что делают такие иллюстраторы как Dave Decat, Tara Mcpherson, Ray Caesar… список можно продолжать. Про стрит арт и дизайн говорить не буду, сейчас каждый второй считает себя талантливым дизайнером и стрит арт художником.
А с кем-то из них хотелось бы поработать?
На данный момент я временно поставил себе цель не делать больших коллективных работ. Но в любом случае из граффити райтеров я бы хотел поработать с Point(Чехия), Zedz(Голландия),Viagrafik(Германия). Безумно интересен воркшоп ребят JazzStyleCorner из Берлина (Zast, Akim, Aris…). Хотел бы в будущем сделать больше работ с ребятами из Украины (PSKR, SWB, IK). В Украине маленькая, но вообще очень позитивная граффити сцена.
А из Москвы кто тебе нравится?
Мне нравится граффити, которое в Москве делает команда Sicksystems – отличный пример современного подхода к граффити. Райтер Scheme здорово работает и экспериментирует с буквами. Всегда нравился подход к кириллице и типографике от Ста и Собак (Зачем!), а персонажи Вова Нутка вне конкуренции, а их совместные работы с Лешей Луком просто замечательны. Остальные более близки к мейнстримовому граффити, что совсем не плохо, но мне не так интересно.
А вообще в будущем мне интересны коллаборейшны с людьми, которые не привязаны к граффити или дизайну. Так что особых ограничений в творчестве нет, собственно что хочешь то и делай.
Какая разница между возможностями художников у нас и на западе?
Колоссальная. Я бы даже сравнивать не стал. Граффити индустрия развивается и в России потихоньку, а на западе то субкультура существует уже около 30 лет. Возможностей естественно намного больше. В современном западном интерактивном граффити масса дисциплин помимо классических поп-жанров – скульптура, инсталляция, перформанс. Каждое направление имеет своих лидеров и представляет из себя серьезную художественную форму, которая безумно интересная западному зрителю.
Поэтому такие выставочные программы, если они есть, экспозиции, джэмы, активно поддерживаются государством, культурными организациями, частными галереями пропагандирующими современное искусство. Я надеюсь, вы понимаете, современное искусство в России и на Западе кардинально разные вещи.
Хочу сказать что мне очень интересно работать с западными граффити художниками, участвовать в западных проектах. Это всегда отличный опыт, не важно приезжают эти люди в Москву, или же мне самому приходится куда-то ехать.
Какие качества считаешь обязательными для работы?
Лично для меня имеет значение – терпение и искренность. Остальное не так важно. Мне не помешало бы больше ответственности и пункутальности, не хватает грамотного планирования времени из-за его же отсутствия. Сказывается фрилансовый образ жизни. Если говорить про технические творческие моменты – надо уметь сохранять объективность, хладнокровие, иметь свое четкое сформулированное мнение.
Что считаешь самым большим своим достижением на данный момент?
Вообще достижение в том, что я не оставил до сих пор граффити, оно у меня в крови. А так, особых творческих достижений пока нет, все идет своим чередом и самое интересное я думаю впереди. А сейчас я готовлюсь к крупному западному выставочному проекту с некоторыми российскими художниками.
Комментарии
Подписаться