В прошедшем 2007 году было довольно много интересных сетевых релизов, и выбрать из них десять (довольно условно) лучших не составляет особого труда. Задача моя осложнялась лишь тем, что – в процессе составления – в этот список неизменно попадала музыка тех интернет-лейблов, которые курирую, собственно, я сам. В конечном итоге, я решил ничего из своего огорода сюда не включать. Именно по этой причине в данной статье нет проектов Musica Excentrica: ни Полины Вороновой, получившей престижную награду от Prix Ars Electronica, ни Кима Касконе, ни Видов Рыб. ElectroSound также никак не представлен – мне трудно что-либо выделить из каталога этого года, ибо он весь для меня самый лучший, еще сложнее с чем-либо всё это сравнивать.
Так что статью правильней считать десяткой лучших, за вычетом скромного умалчивания лейблов автора ;)
Еще одна оговорка – речь идет о бесплатной музыке, представленной на некоммерческих сайтах, либо на интернет-лейблах. Не будем вдаваться в тонкости копирайтов и копилефтов; мы говорим о музыке, за которой можно прийти на сайт и молча взять. Это касается всей десятки, кроме…
…кроме релиза, изменившего музыкальную историю. Культовая группа современности взяла и выложила свой новый альбом в сеть, прикрепив к этому странную форму заказа, с возможностью ввести цифру 0 в графе стоимость и получить свое персональное mp3-счастье совершенно бесплатно. Отбросим здесь прочие тонкости, пусть это всего лишь 160kbps, и альбом-таки вышел уже на CD и продается за деньги. Факт в том, что 2 миллиона человек скачали (по разным оценкам) этот релиз в течение первой недели, за ту сумму, которую готовы были отдать. И пусть сам релиз, в музыкальном смысле, не достоин шикарных оценок, он все-таки лучший в этом году. По крайней мере, наконец появлась та самая виртуальная планка, на которую стоит равняться как шоу-бизнесу, так и представителям нашей с вами бури в стакане, под названием сетевая музыка.
02: Quest.Room.Project – “Room Number: Fiducial Banality”
Человек по имени Богдан, проживающий тут тут, то там в разных точках нашей планеты, долго запрягал – но зато вдруг взял и как поехал! Назвать альбом, выпущенный на португальском Test Tube, скачком в его музыкальном развитии, значит не сказать ничего. Это скорее похоже на прыжок в стратосферу, настолько поразительно качественен и неожиданно крут этот рост… Шлейф акустической семладелики (каждый семпл записан в студии), мерцание звукового потока, перманентный эмоциональный коллапс. Не влючайте это в пустующей комнате, особенно ночью – есть шанс не вернуться обратно. Хотя, что уж там – включайте и делайте громче! И приятных полетов.
03: Various Artists – «Intelligent Toys 4″
Можно сколько угодно говорить про то, что лейбл Sutemos выпускает очередной релиз и затем пропадает на полгода. О том, с какой именно скоростью ведут дела эти горячие прибалтийские парни. Но факт в том, что компиляции лейбла продолжают собирать лучшее из музыки IDM на текущий момент времени. Опять же, есть мнение, что дескать игрушки уже не те, и четвертая часть скучная. Отчасти, это справедливо, но давайте посмотрим на монету с другой стороны. Vladislav Delay, Esem, Sense, Quench, Funckarma и прочие не менее респектные артисты представлены треками, которые сложно назвать откровением. Возможно, просто времена откровений в стеке умных синкопированных ритмов уже позади.
Я играю очень разнообразную музыку, полярно разную по стилистике: могу сыграть вообще что-угодно, вот прямо от минимал-техно до техно-хауса, – эта, почти анекдотичная, цитата из интервью одного модного столичного ди-джея вполне конкретно отражает ситуацию в данной субкультуре. В этом смысле блестящий релиз краснодарского трио Modul, возвращающий техно-минимализм из области саундтрека к наркотическому трипу в обитель задумчивого экспериментализма, – как глоток свежего воздуха в застывшем помещении московской клубной тусовки, в тяжелом воздухе которой уже впору вешать топор.
Отечественный лейбл Silence Collector буквально выстрелил первым сумасшедшим релизом. Стилистически, это был электронный поп, во всей своей красе: с гитарами, классно прописанными ломанными ритмами и грамотно обработанным вокалом. Затем с сайтом, вероятно запутавшимся в собственных скобках и вопросах, что-то случилось; появились непонятные музыкальные блуждания, уровнем значительно ниже первого релиза. Однако, тем и прекрасна сеть – закройте глаза на всё остальное и наслаждайтесь поп-музыкой будущего, просто кликнув по ссылочке.
Сотый релиз немецкого Thinner не стал повторять судьбу сотого релиза канадского Nishi, сгинувшего вслед за этим в лету – погоня за количеством не состоялась, а вот погоня за качеством определенно увенчалась успехом. Всего 13 треков, представляющих саунд лейбла, отобраны, отмастеренны и перемастеренны так, что звучат как типичный Thinner. Отточенная техно-электроника, специфичная, но по-прежнему, как истинный ариец, нордическая. Отметим нашего, родного Unit 21 из Нижнего Новгорода, достойно вписавшегося в ровный строй заграничной музыкальной концепции.
Финский юноша, известный как Planet Boelex, по жизни скромен, но принципиален. Он не выпускается на физических носителях, тогда как с его уровнем музыки – мог бы легко. Он покупает только лицензионный софт и делает из него треки-конфетки. Мелодичный IDM – так, видимо, проще всего описать звучание проекта; однако послушав, скажем, песню Forever and Always, придется добавить, к этому всему, термин отменный пост-рок… и, далее, так и добавлять что-то еще, по мере прослушивания, пока не иссякнут восторженные эпитеты.
08: Various Artists – “Vibrating Portraits”
Сегодня украинский Nexsound концентрирует свое основное внимание на CD и на фестивалях. Когда-то выпуск интернет-релиза становился событием, но в последнее время лейбл сдал в этом смысле свои позиции – ибо непросто, конечно же, с моральной точки зрения, делать из музыки деньги, при этом часть этой же музыки бесплатно дарить. Однако, негромкая компиляция вибрирующих электроакустических портретов показала, что Nexsound снова в деле – внутри файлов живет волшебная синтетическая субстанция: мягкая, хрупкая, но определенно живая.
09: The Kirbi – “The Island Of The Unrealized Hopes”
Проект из города Барнаул вышел в свет со своим EP на английском нет-лейбле, чем сразу заинтересовал тех, кто подобными вещами интересуется. Треки со второго по пятый – достойно взбитый коктейль, демонстрирующий умение пользоваться программынми средствами, чем никого особо не удивишь. Первый же трек – буквально сносит наповал, и продолжает выносить, с каждым прослушиванием, всё дальше. Когда я была ребенком, я мечтала жить на острове, – покажите же кто-нибудь эту музыку Виму Вендерсу, пусть он знает, на что способны отечественные самородки!
Последнюю запись этого чарта позвольте отдать не отдельному релизу, а целому лейблу. В начале 2007 года канадский музыкант Кевин Кребс устал заниматься своем детищем, проектом Nishi, и перенаправил его в другие (как оказалось, не очень умелые) руки. За сим, можно в некотором смысле считать, что сайт скорее мертв, чем жив. А значит, есть все основания как следует изучить всю коллекцию – благо она очень достойная, уж поверьте… На этом всё. Спасибо за внимание и пусть в новом году будет столько музыкальных радостей, сколько готовы будут унести как вы, так и ваш понимающий интернет-провайдер.
Комментарии
Подписаться