Название Нят-Нам можно перевести по-разному. "Нят" - соединение, единство. "Нам" - направление на юг (земля на юге). Кроме того, "Нам" означает еще и цифры, благоприятные для человека по теории чисел Востока. Мы видим, что даже в названии школы нет однозначности. Здесь, как и в любом боевом движении, присутствуют "явное" и "скрытое". Нят-Нам - одна из старейших традиционных вьетнамских школ боевого искусства с солидным арсеналом разнообразных приемов борьб, как с применением оружия, так и рукопашного боя, методов физической и психической подготовки и закалки бойцов с помощью внутренних и внешних упражнений. Все они созданы на весьма простых, но рациональных принципах, учитывающих психофизические особенности человека, строение его опорно-двигательного аппарата. Простые и в то же время совершенные приемы борьбы Нят-Нам, включающие в себя отточенные, научно обоснованные элементы движений, позволяют использовать в своих интересах силу противника, рационально мобилизовать силу своего организма или отдельных его частей для проведения атаки или защиты. Тренирующиеся в кратчайшие сроки добиваются желаемых результатов развития своих способностей, ясности мышления, остроты ощущений, быстроты реакции, подвижности и точности в применении приемов.
Школа Нят-Нам является поистине уникальной боевой системой, которую не спутаешь ни с какой другой из известных школ. Ей присущи высокая степень организации, масштабность, отточенная теоретическая и психологическая методики подготовки учеников, богатый разносторонний и своеобразный набор форм и методов тренировки. На Востоке старые мастера боевых искусств всегда стремились внедрить в сознание своих учеников ту мысль, что занятие боевыми искусствами есть, прежде всего, путь обуздания в себе темных сил, воспитания высокой нравственности, доброты, путь развития скрытых в каждом из нас потенциальных возможностей с целью поставить их на службу людям. Недаром у вьетнамского народа есть такие поговорки: "только став сильным, поймешь, что такое слабость"; "только сделавшись Человеком с большой буквы, станешь великодушным"; "только обретя красоту, будешь сторониться всего безобразного".
Методика тренировок школы Нят-Нам строится на общих закономерностях (траектория движения тела, распределение напряжения в мышцах, выносливость, способность к максимальному расслаблению суставов, мышц, связок) с учетом сил и способностей отдельной личности. Другими словами, упражнения Нят-Нам по силам каждому. Ученика не должны смущать первоначальные трудности, проходя через них, он приобретет уверенность в своих силах, наверняка увлечется занятиями и в процессе тренировок почувствует удивительное ощущение гармонии, легкости в теле. В дальнейшем к нему постепенно придет и ощущение равновесия, гармонии с окружающей средой.
Исходя из теоретических и философских концепций школы Нят-Нам, заниматься Нят-Нам значит сохранять над собой постоянный контроль, стремиться к миру и согласию с окружающими. Нят-Нам прививает занимающимся такие качества, как прилежание, настойчивость в преодолении трудностей, умение рационально распорядиться временем, экономно использовать свою энергию, выбирать оптимальные средства и проявлять упорство в достижении цели, умение мгновенно оценивать обстановку, осторожность, мягкость, уважение к противнику, человечность и ту особую манеру держаться, которая отличает сильного и опытного человека. Это удивительно простые и ясные истины. Но сколько усилий, какой работы над собой требуется от каждого, кто решил претворить их в жизнь!
Как и многие другие виды восточных единоборств, Нят-Нам уходит своими корнями в глубь истории, теория его сложна, но вполне научна, опирается на известные психобиологические особенности человеческого организма. Прикладной характер этого вида единоборств проявляется в сочетании различных философских и религиозных идей, в том числе элементов первобытного мышления, ради выявления их общечеловеческой основы, с тем, чтобы достичь гармонии в отношениях человека с природой, Вселенной. Это - самое главное. Поэтому утонченные приемы единоборства Нят-нам направлены, прежде всего, на самовоспитание и совершенствование своей сущности, в соответствии с законом перехода количества в качество. Моральный дух каждого человека зиждется на осознании своих потенциальных сил и способностей, которые определяются родством со всем живым на Земле и чудотворными нитями, связывающими человека, его микрокосм с безграничной Вселенной. Это - учение, вселяющее веру в возвышенное и благородное.
Четыре начала Нят-Нам: Там (душа), И (разум), Кхи (энергия) и Тхуат (техника) извлечены из практики и позволяют максимально проявить способности в различных обстоятельствах.
Ориентирующим началом является Душа. Это понятие включает веру, устремленность души к определенному состоянию, при котором достигается максимальная сосредоточенность и ясность в восприятии окружающего. Второе начало - Разум. Разум, всеобъемлющее знание, служит для выбора пути, который ведет к исполнению устремлении души. Следующее начало - Энергия. Это сущность незримая, но реально существующая в форме связи между организмом каждого человека и большим космическим энергетическим полем. Со смертью энергия рассеивается. Овладеть энергией - значит укрепить волю, силу духа. Накопление энергии - это поддержание и увеличение жизненных сил организма, в этом заключается сущность восточной концепции сохранения физического здоровья, и в этом состоит способ самосовершенствования человека на Востоке, путь к слиянию энергии малого и энергии большого Космоса.
Последним, четвертым началом является Техника, или способ. Это конкретные приемы, боевые формы, стойки, обманные движения, атаки и другие элементы боевого искусства.
В школе Нят-Нам существует множество комплексов разнообразных упражнений, предназначенных для отработки приема и представляющих собою квинтэссенцию добытого потом и кровью трудового и боевого опыта предков современных вьетнамцев. Каждый комплекс - это серия двигательных упражнений, отобранных и расположенных в строгом, научно выверенном порядке, своеобразный ритмичный танец, демонстрирующий ловкость и красоту тела, мужество и творческий потенциал человека.
В этом году впервые искусство борьбы нят-нам представлено Летней школой танца ЦЕХ. Интенсивный курс ведет Владимир Горбачук, старший инструктор Центра восточной культуры, здоровья и единоборств "Ориент" (Москва). С 1974 он начал заниматься дзю-до, также занимался карате в школе "Дзэ Син Мон". С 1986 занимался ушу, на базе Института Дальнего Востока. Был аттестован на инструкторы - методиста по китайской гимнастике ушу. Затем Горбачук работал в научно-практическом центре нетрадиционных методов оздоровления при Госкомспорт СССР в качестве тренера по ушу. Был ведущим тренером в Российско-Американском Университете в отделе Восточных искусств, с 1994 года начал заниматься вьетнамской борьбой Ням-Нам под руководством главы школы, профессора Нго Суан Биня.
Информацию о Летней школе можно получить на сайте Агентства Театров танца ЦЕХ www.tsekh.ru, записаться можно, позвонив или написав на адрес Школы.
Теоретический источник: www.nhat-nam.ru
Комментарии
Подписаться