Всё началось в детстве. Мой папа смотрел «Новости», научно-документальные передачи или «Покровские ворота». Мультики шли только утром, где-то около девяти, и длились не больше часа. В общем, всё моё общение с телевидением длилось 60 мультипликационных минут. Альтернативу «черному квадрату» я нашла в книгах. Сказочные принцы, говорящие животные, девочки-мальчики, мальчики-спальчики затянули и не отпустили меня до сих пор. Библиотеки, книжные магазины и по сей день вызывают у меня нечто вроде приступов инфантильности.
Хотя нет. Всё началось вот с этой «В одном из неснятых фильмов Федерико Феллини», которая почему-то ужасно врезалась мне в память. И лет с 10-12, уже точно не вспомню, постоянно мучил вопрос: «Кто же такой этот самый Феллини?». Наверное, человек-легенда.
Когда я увидела её, не было никакого «голоса свыше». Просто я поняла, что найду ответы на все интересующие и не интересующие меня вопросы. Поняла, что смогу прикоснуться к прекрасному. Поняла, что будет стимул посмотреть его фильмы и составить собственное достаточно объективное мнение о нём и его творчестве. Речь идёт о книге Федерико Феллини «Делать фильм».
И я не ошиблась.
В книге есть всё: и автобиография, и рассказ о том, как делались те или иные фильмы, и размышления о человеческой жизни, об истории, о существенных вопросах художественного творчества, и удивительные образы-портреты выдающихся деятелей итальянской культуры, с которыми Феллини посчастливилось жить, работать, творить.
«Почему я делаю этот фильм, именно этот, а не какой-нибудь другой? Не знаю и знать не хочу. Побудительный стимул, который я могу назвать не кривя душой, - это подписание контракта: подписываю, получаю аванс, а поскольку возвращать его желания нет, я вынужден приниматься за работу. И стараюсь её делать так, как, мне кажется, сам фильм того хочет»
Хочется рассказать о фильме «Дорога», одной из первых работ Феллини. «Дорога» является одним из моих самых любимых фильмов.
Великолепная актёрская игра Джульетты Мазины просто не может оставить равнодушным.
«По-моему, это актриса, наделенная необыкновенным даром очень непосредственно выражать удивление, смятение чувств, иступленное веселье и комическую серьёзность – всё, что так свойственно клоуну. Вот-вот, Джульетта – актриса-клоун, самая настоящая клоунесса. Это определение, которым, я считаю, можно только гордиться. Клоунский дар, по-моему, самое ценное качество актёра, признак высочайшего артистизма»
В фильме «Дорога» повествуется о путешествие двух существ, которые волею судеб, сами не зная почему, оказались вместе. Это Джельсомина в клоунском обличье и тут же, рядом с ней, по контрасту, мрачная массивная тень – Дзампано. Дорога, цирк, с его лоскутной пестротой, его жестокая, надрывающая душу музыка, вся эта атмосфера жутковатой сказки…
«Дорога» - это фильм о бесчеловечной жестокости и человеческом страдании. Феллини намеренно выбрал самый бедный и самый жалкий случай сосуществования: два совершенно чуждых друг другу человека, не отягощенных никакими «наслоениями» цивилизации – ни богатством, ни образованием, ни культурой, ни идеологией. Каждому зрителю с самого начала ясно, что ни о каком духовном сближении Джельсомины и Дзампано не может идти и речи, но логика фильма такова, что зритель до самого конца не теряет надежды на сближение столь разных и в тоже самое время столь жалких и убогих в своём одиночестве существ.
Феллини казалось, что в «Дороге» он нашёл и воплотил свои идейно-нравственные идеалы, раскрыл себя, свой внутренний мир, передал своё «послание» другим людям, зародил в них искры душевного волнения, смутного и неясного беспокойства, тревоги, неизбежных раздумий и размышлений о смысле человеческой жизни, о судьбе, об отношении людей друг к другу и ко всему, что их окружает.
«Фильм я сделал, наверное, потому, что я влюбился в эту девочку-старушку, немножко сумасшедшую, немножко святую, в этого взъерошенного, смешного, неуклюжего и такого нежного клоуна, которого я назвал Джельсоминой; даже сегодня, когда я слышу звук её трубы, на меня наваливается тоска»
Тема цирка помимо этого фильма пронизывает очень многие работы Феллини, что вполне объяснимо.
«С самого первого посещения цирк ранил мою душу, я принял цирк в себя со всем его шумом, с его оглушительной музыкой, с его захватывающими дух номерами, с его смертельной опасностью. Упоение, умиление, восторг, это возникшее сразу же чувство, что я у себя дома, охватили меня, едва я впервые ступил под шатёр цирка».
Поэтому появление фильма «Клоуны» было абсолютно логичным. «Цирк столько раз вторгался в мои фильмы, что я просто не мог посвятить ему целую картину».
Фильм «Клоуны» на меня не произвёл сильного впечатления. Сплошные фамилии, разбавленные цирковыми номерами и клоунскими сценками. Наверное, тут всё дело в моей легкой неприязни к цирку, хотя возможно я просто не поняла, что хотел донести Феллини.
Однако меня очень поразили его размышления на тему клоунов.
«Когда я говорю «клоун», то имею ввиду рыжего. Ведь существуют два вида клоунов – белый клоун и рыжий. Первый – это само изящество, грация, гармония, ум, трезвость мысли, которые морализаторы выдают за качества идеальные, непревзойдённые, безусловно божественные. И вот тут сразу заявляет о себе негативный аспект этого дела, поскольку белый клоун становится, таким образом, олицетворением Мамы, Папы, Учителя, Художника, Прекрасного и вообще всего, что «положено делать». Рыжий, которого можно сравнить с ребёнком, пачкающим под себя, бунтует против подобного совершенства; он напивается, катается по земле и, следовательно, подстрекает к вечному протесту. В общем, они являют собой два психологических состояния человека – тягу к возвышенному и тягу к низменному, - существующие порознь, раздельно.
РЫЖИЙ. Я хочу пить.
БЕЛЫЙ КЛОУН. А деньги у вас есть?
РЫЖИЙ. Нет.
БЕЛЫЙ КЛОУН. Значит, вы не хотите пить.
Вообще весь мир – а не только моя страна – населен клоунами. Ну а если я на минуту воображу клоуном себя самого? Что ж, пожалуй – я рыжий. Но и белый клоун тоже. А может, я вообще директор цирка? Психиатр, сам ставший психом!
Давайте продолжим этот эксперимент. Пикассо? Безоговорочно рыжий, дерзкий, не знающий комплексов; он всё умеет, он один из тех, кто в конечно счете обязательно берёт верх над белым клоуном. Эйнштейн? Рыжий - мечтатель, рыжий не от мира сего; он всегда молчит, но в последнюю минуту с невинным видом вытаскивает из кармана решение головоломки, предложенной хитрым белым клоуном. Гитлер – белый клоун. Муссолини – рыжий. Фрейд – белый клоун. Юнг – рыжий.
Игра эта настолько заразительна, что, если перед тобой человек из категории белых клоунов, тебя так и тянет играть при нём рыжего. И наоборот»
Что ж, лично я полностью с ним согласна.
Говорить о фильмах Феллини и о нём самом можно бесконечно долго. А может просто стоит взять книгу в руки и познакомиться с ним «лично»? Посмотреть его фильмы. Ведь они в любом случае являются отражением самого автора. «Амаркорд», «Восемь с половиной», «Рим», «Сладкая жизнь», «Огни варьете» покажут вам мир Федерико Феллини. Покажут вам мир человека, который знает про фашизм не из учебников по истории, не по рассказам бабушек и дедушек. Мир человека, который никогда не встречал «по-настоящему взрослых людей». Мир человека, «обреченного на хронический инфантилизим». Мир настоящего реалиста-фантазёра.
«Главное в моих картинах вовсе не воспоминания. Утверждать, будто мои фильмы автобиографичны, - значит походя всё перечеркнуть, ограничиться слишком поверхностными оценками. Ведь я почти всё себе выдумал – и детство, и черты характера, и ностальгию, и сновидения, и воспоминания, - выдумал, чтобы было о чем рассказывать»
Всё творчество Феллини является творчеством художника, живущего в кризисном обществе и отражающего в своём творчестве кризисное состояние этого общества, а равно и кризисное состояние искусства и художественного творчества в этом обществе. Да и как же может быть иначе, если речь идёт о крупнейшем итальянском художнике, а Феллини является действительно выдающимся художником современности, творчество которого неразрывно связано с реальной жизнью.
«Мне кажется, фильмы я делаю потому, что не умею делать ничего другого, да и сами обстоятельства как-то очень спонтанно, очень естественно подводили меня к сознанию этой неизбежности»
Комментарии
Подписаться