Views Comments Previous Next Search

Американский. Неголливудский

231619
НаписалLela 6 сентября 2009
231619

Джим Джармуш

Американский. Неголливудский. Изображение № 1.

Литературное начало.
«Жизнь не имеет сценария. Почему же он тогда должен быть в фильме или художественной литературе?». Известная цитата великого режиссёра Джима Джармуша является одновременно и его философией и вызовом не только коллегам-киношникам, но и своему зрителю. Такие слова мог произнести только уверенный в себе и своём творчестве человек…
Д.Джармуш родился 2 января 1953 года в городе Аркон, штат Огайо. Его мать была рецензистом, писала о кино и театре, но после того, как вышла замуж за состоятельного бизнесмена бросила работу. Джим был средним из троих детей. С самого раннего детства увлекался литературой, что весьма поощрялось его бабушкой. Но знакомство с кинематографом произошло благодаря матери, которая частенько водила его в маленький частный кинотеатр неподалеку от дома, где на него откладывали свой отпечаток, так сказать второсортные фильмы – фильмы ужасов.
В старшем подростковом возрасте Джим вместе с друзьями буквально «болеет» музыкой, они пишут различные статьи о своих кумирах, делают записи. Чтобы безнаказанно погружаться в мир своих интересов, им даже удалось подделать пропуск в американские бары и некоторый частный кинотеатр, в котором шли андеграундные фильмы Энди Уорхола и Роберта Дауни. Но увлечение кино в годы его обучения в Университете Колумбии на курсе английской литературы остаётся на уровне хобби.
Пока все его силы и творческий потенциал направлены на журналистику, выпуск студенческого журнала «Колумбийский обзор» и на написание коротеньких пьес.

Американский. Неголливудский. Изображение № 2.


Столкновение с большим кино.

Когда Джим перешёл на последний курс Колумбийского университета, он решает приехать в Париж на один семестр. Большую часть этого времени он проводит в французской синематеке, где увидел все те фильмы, о которых был наслышан и начитан: мир японских и европейских режиссёров, молодого Голливуда, наконец-то приоткрылся и для него. Пожалуй, эта поездка и стала переломным моментом в его творчестве. Вернувшись в Америку, он продолжает получать литературное образование, но пишет всё больше о кино.
В 1976 году, в возрасте 23 лет, он поступает в нью-йоркский университет на отделение кинематографии, где происходят самые важные знакомства его жизни: с режиссёрами Николасом Рэем и Вимом Вендерсом и с однокурсницей Сарой Драйвер. С последней он проведёт большой отрезок жизни. Но о личном Джим не любил распространяться.
В 1982 году Джим снимает свой первый фильм «Бессрочный отпуск» и дальше пошло-поехало: «Более странно, чем в раю», «Вне закона», «Мистический поезд», «Ночь на земле», легендарный «Мертвец», «Пес-призрак: Путь самурая»,«Сломанные цветы», «Кофе и сигареты». Думаю, точку на этом месте рано ставить, у Джима всегда множество планов и идей. По-настоящему творческая личность.
Говоря о Джармуше, как о гениальном режиссёре, невозможно не упомянуть, о его таланте подбирать актёров, ценном природном даре. Герои его картин не играют, а буквально живут в мире Нью-Йоркских подворотен, что придаёт его фильмам ещё большую естественность.
В фильмах Джармуша никогда главным не является поиск ответов на вопросы «Почему?» и «Зачем?», которые задают многие режиссёры. Главные герои его фильмов зачастую люди, не обладающие целью в жизни и которых всяческие перемены сбивают с толку. Мир Джима максимально приближен к нашей земной жизни, события, происходящие с героями - именно то, с чем мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни. Его стиль несёт на себе отпечаток джазовой импровизации.

Американский. Неголливудский. Изображение № 3.

Немного много музыки.

Как уже упоминалось выше, Джармуш прямо-таки обожал музыку. Благодаря удивительному чувству вкуса в музыке, все его фильмы запоминаются ярким саунд-треком и отлично подобранными композициями:: джаз Лури, voodoo blues Хокинса, хриповатый рок-н-ролл Тома Вэйтса, а к «Отпуску без конца» музыку написал сам Джим. Как говорится, талантливые люди талантливы во всём: во время обучения кинематографии он присоединился к пост-панковской группе «Del-Byzanteens», в которой играл на клавишнике, пел и помогал создавать номера.

Американский. Неголливудский. Изображение № 4.

И ещё раз о кино.
Фильмы Джима Джармуша обладают совершенно особенной аурой серых и тусклых «спальных районов» самых разных уголков североамериканского континента. Его неторопливая манера повествования погружает в мир «одноэтажной» Америки, с одной стороны приводит к выводу, что жизнь скучна и однообразна, но в то же время в ней всегда есть возможность всё изменить. Собирая по отдельности, как кусочки пазлов, детали истории, его фильмы выстраиваются медленно и несвязно в гармоничную картинку, завораживая своей унылостью и блюзовым оформлением. Сам же Джармуш о кино высказывался следующим образом: «Кинематограф и вообще мир искусства - это океан с множеством волн. Ты не задаешься вопросом: "А связаны ли между собой 215-я волна и 216-я волна? Или они являются одной и той же волной?" Не задаешься, потому что все волны - это один океан. В нем есть то, что делается во имя искусства, и есть то, что делается во имя бизнеса. Быть "независимым" - это быть свободным в творчестве. Можно быть "независимым" и снимать при этом коммерческие фильмы».
Обидно, что на многих фестивалях его фильмы остаются непонятыми и вне формата. Но всё же Джиму есть, чем похвастаться, он является неоднократным призёром Каннского кинофестиваля (1984,1989,1993,2005г.). Пожалуй, на сегодняшний день Джим Джармуш является единственным представителем американского независимого кино. Мало кому удаётся в наше продажное время снимать доброе, приятное, умное, а, главное, талантливое кино.

Американский. Неголливудский. Изображение № 5.

Рассказать друзьям
23 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются