Вокалист группы Pink Noise Party и квантовый физик, профессор Национального центра научных исследований во Франции, Сильван Рейналь рассказывает о том, как решить главные проблемы общества.
Люди двух профессий всегда интересны. Один из наших героев – Тодд Харт, также, является диджеем и юристом. Сильван Рейналь приехал в Москву для того, чтобы поучаствовать в научной выставке «Верификация гипотез», рассказал Look At Me о науке, музыке, обществе и технологиях, и заодно поставил свои любимые треки.
Моя мама – художница, мой папа – фармацевт в большой медицинской компании, так что я рос между двумя абсолютно различными мирами. Странно, как получилось, что они оказались вместе. Кроме того, что они занимались разными делами, они выходцы из семей с разным достатком: папа из богатой семьи и мама из семьи коммунистов со скромными возможностями, но они очень любят друг друга.
Ты слышал об австралийцах? Австралийские группы? Midnight Juggernauts, Ladyhawke, группы с лэйбла Modular? Вот эта песня очень крутая.
Когда мне было пять или шесть, я сидел в больнице на каком-то обследовании, которое обычно делают маленьким детям, и мой отец учил меня математике. И это было клево. Потом, чуть позже я листал книжки посвященные астрофизике и думал о космосе. Тогда я стал понимать, что мир состоит не только из моего города или страны, что есть вселенная с галактиками и другими планетами. У меня не было никакого религиозного воспитания, я рос с таким пониманием вселенной. В это же время я стал учиться играть на виолончели. И эти две вещи определили мою жизнь.
Сегодня я думаю, что будущее за слиянием науки и искусства. Все вокруг сейчас не видят в технологиях – науки. Все гаджеты: iPhone, MP3-плееры и так далее. Нам нужно заставить людей думать о том, как все устроено, а не просто говорить «Вау».
Послушай, это песня «New Technology» c компиляции Kitsune. Она – как раз о новых технологиях, когда люди по всему миру говорят «Oh My God!» показывая на новую i-штуку. Забавно, как эти парни из Австралии связаны со всем человечеством и мировым обществом.
Эти и другие – им по 20-25, у них большие перспективы. Они не хотят тонуть в погоне за новыми технологиями, но и не хотят уходить в горы. Они на средней дистанции, понимаешь? И это одна из идей, которых стоит придерживаться. Может быть, нужно притормозить, продумать все еще разок. Этот путь между двумя максимами может быть и станет путём к слиянию искусства и науки.
Я учился во Франции, в Эколь Нормаль. Начал с механической инженерии, продолжил электронной инженерией, потом ядерная физика, обработка сигналов, позже биофизика, магнетизм, и последнее мое увлечение – теория информации, как информация работает на разных уровнях. Проще говоря, на одном уровне ты видишь электрические импульсы, на более глубоком – байты, если смотреть дальше – музыку, статьи, фотографии.
Когда мне было восемнадцать, я играл в рок-группе Anechoic Chamber и мы подписали контракт с более или менее серьезным лэйблом New Rose, тогда я решил вернуться к науке – и продолжил обучение. Это довольно странно, что в том время, как многие мои знакомые стали задумываться о своих будущих детях, я залез в науку и продолжил образование. Итак, я вспомнил о том, как интересовался астрофизикой в детстве и... Ох, это просто фантастическая песня – «Into the Galaxy».
Так вот, я вспомнил о галактиках и пошел учиться квантовой физике. Во время всего моего обучения я понял, что людей больше всего интересует, почему современная наука – такая абстрактная. Почему так много математиков среди ученых? Все объясняется математикой: черные дыры, гравитация, кометы, искривление вселенной... Магия! Мне никогда не была понятна подобная изощренность. Да, возможно, это магия, но тут есть проблема: мы можем дальше подстраивать математику для того, чтобы объяснить то или это – но на самом деле, главным сейчас становится, чтобы физик смог объяснить широкой аудитории свои идеи понятно.
Я, как квантовый физик, рассматриваю вещи, которые не имеют ничего общего с повседневностью, которые не входят в привычный круг обыденности. Поэтому я не могу использовать картинки явления в квантовой физике, их не снимешь на фотокамеру. Но, можно нарисовать что-то, или сделать из этого музыку. Так наука соприкасается с искусством.
Сегодня наука становится все более сложной и теоретичной. Мы застряли в порочном круге, ученые, музыканты – вообще все, всё больше изолируются от остального мира и становятся мономаньяками, закрываются в собственных идеях. В современном мире необходимо быть экспертом, высококвалифицированным специалистом.
Наша сама большая проблема – мы часто двигаемся по течению, делаем то, что делаем не фокусируясь на смысле собственных действий. В чем смысл? Куда мы идем? Какой мир строим? Это как с сексом, мне кажется, что несколько секунд оргазма сильно переоценены – нужно сосредотачиваться на самом действии, а не ждать этих «главных» секунд. Сколько должен длиться секс? Пять минут или час?
У каждого свои перспективы, но главный вопрос, который нужно себе задать: «Как стать счастливым?». Для меня – это выражение поэзии через музыку и, в то же время я хочу узнать, как устроена природа.
Всем нужно избавляться от мыслей о других: «Что они обо мне думают?», «Как им всем понравиться?». Общество говорит: «Ты должен выбирать, быть тем или этим». Но можно ли назвать это выбором?
Многие подменяют вопрос о счастье вопросом о деньгах. Вопрос – ты хочешь быть богатым или ты хочешь получать столько, сколько тебе нужно? Я трачу деньги на пластинки, кино и дайвинг, хотя это и дорогое развлечение, у меня есть мотоцикл и электрогитара... этого достаточно. Если хочешь стать богатым, ты должен много работать, но будет ли у тебя время их потратить? Можно вложиться в детей или заняться благотворительностью, но сделает ли это тебя счастливым?
Люди, которые придумали MP3 или P2P не знали, как это перевернет мир. Всё, что действительно меняет мир происходит случайно. Так что мой девиз – давайте сделаем это возможным и снова поверим в случайности. Мы живем в слишком тревожном мире, который не готов рисковать – всех испугали катастрофы, террористы и хакеры, но нужно пересилить себя. Риск – это хорошо! Мы не сможем развиваться, если не будем рисковать. Самое страшное слово сегодня – «Fail» и каждый боится ошибиться.
Фотографии: Стася Козлова
Комментарии
Подписаться