Публикую эксклюзивное интервью, некогда взятое моим товарищем у Джеффри С. Уайганда – инициатора крупнейшего корпоративного скандала в современной США. Впервые материал был опубликован интернет-журналом Инсайдер.
Мало кто помнит его имя, и уж тем более знает в лицо. Скромный, немногословный американец на седьмом десятке, проживающий в провинциальном местечке Маунт-Плэзант (штат Мичиган) с населением в 26 000 человек. Джеффри с. Уайганд. Трудно представить, что именно он стал инициатором крупнейшего в истории Нового Света корпоративного скандала. После 25-летней карьеры в среде здравоохранения и четырех лет, проведенных в штате Brown & Williamson co. (одна из «дочек» могущественной корпорации British American Tobacco) в качестве вице-президента по исследованиям и развитию, Доктор Уайганд дал обличительное интервью телепередаче «60 минут» (CBS) и раскрыл населению всего мира информацию об истинном, смертельном вреде никотина. В то время авторитет Майка Уоллеса, ведущего «60 минут», был высотой с Empire State Building. А незадолго до визита на съемки Доктор Уайганд успел дважды за одну неделю появиться на главной странице The Washington Post. Грянул гром. Администрации всех штатов Америки подали судебные иски против всех табачных компаний страны. Будучи обвиненными «в манипуляции научными фактами, полувековом сокрытии от населения истины о вреде курения сигарет, и нанесении непоправимого ущерба гражданам и экономике США», они были вынуждены выплатить государству немыслимые $250 млрд. И все же – мы продолжаем курить. Это не могло не заинтересовать Доктора Уайганда, любезно согласившегося дать корреспонденту интернет-журнала «Инсайдер» эксклюзивное интервью.
Доктор Уайганд, Вы – живая легенда. Но, фанфары отыграли, масс-медиа утихли… что, в конечном счете, Вы выиграли, одержав победу над функционерами табачных компаний?
С финансовой точки зрения – ничего. Но, если смотреть шире, я создал прецедент. Миллионы людей узнали об истинном, смертельном вреде курения. Кто-то, я уверен, завязал на этой почве с сигаретами. Я бы рад развить эту мысль, да статистика знает не все, а я – и того меньше. Стало быть, прецедент. Будем говорить так.
Вы объявили табачникам войну, став заядлым курильщиком, или, напротив, не курили никогда?
В бытность моей работы в среде здравоохранения лишь немногие мои коллеги курили. В офисе B&W не курил никто вообще. Несмотря на очевидные предположения, мои разум, окружение и образ жизни никогда не позволяли мне курить. Впрочем, конечно, я пробовал. В научных, так сказать, целях.
Ваши ощущения?
Как ощущение обывателя от работы. Тяжкий труд во вред здоровью, не более.
Что заставило Вас поставить крест на многолетней карьере в здравоохранении и перейти в штат табачной компании?
Вопрос с тысячью ответов. Начну с того, что окончательное решение о переходе в B&W я принял после того, как топ-менеджмент озвучил мою задачу: создать «более безопасные сигареты, максимально снизив риск для здоровья курильщика». Формулировка была именно такой. Дополнительными аргументами «за» послужил щедрый компенсационный пакет – более $300 000 в год. С этими деньгами я мог обеспечить свою семью достойным жильем, а младшую дочь, страдающую сложной формой астмы, всей необходимой медициной. Счастливая семья, представительский автомобиль, гольф по выходным. Что еще нужно обычному человеку?..
«Более безопасные сигареты» – в чем заключалась суть того научного поиска? К каким фактическим результатам он привел?
У нас было два направления для научной работы. Во-первых, мы пытались сделать сигареты менее опасными с точки зрения «воспламенения» пожара. Непотушенные сигареты становились (в некоторых странах все еще становятся) причиной огромного множества бытовых пожаров, часто с человеческими смертями. Во-вторых, мы нашли способ значительно (и, тем не менее, не полностью) снизить уровень вредоносного воздействия сигарет на человеческий организм. И, надо сказать, добились успеха. В текущий момент, на локальном рынке США представлено три вида «более безопасных сигарет», по одному от трех крупнейших производителей – Philip Morris, B&W, R.J. Reynolds. Есть в продаже и несколько моделей сигарет с пониженным уровнем пожароопасности.
Со стороны – идиллия: табачная компания ангажировала высококвалифицированного специалиста из здравоохранения для того, чтобы снизить потенциальные риски своих потребителей. Почему Вы покинули Brown & Williamson?
Увольнение было инициировано тогдашним CEO компании – Томасом Сандефуром. В его приказе было написано так: «за проблемы в области межличностных коммуникаций». А суть в том, что не было никакой идиллии. Мой многочисленный департамент работал «в стол» – ни один из наших проектов не был реализован, несмотря на исключительную научную аргументацию и массу очевидных, опять-таки, научных выводов. То, что есть на прилавках сегодня – все эти продукты появились много позже. Иными словами, чем больше открытий, полезных для всего человечества, мы совершали, тем быстрее приближался день моего увольнения. Результаты всех лабораторных испытаний и экспериментов, равно как и сопутствующая документация, перечеркивались с комментариями вроде «это негативно отразится на объеме продаж» или «польза решения коммерчески не очевидна», затем все это терялось в недрах юридического департамента.
Доктор Уайганд, у тех, кто прочитает это интервью, есть возможность увидеть экранизацию всей истории, через которую Вы прошли – драму «Свой человек», снятую Майклом Манном в 1999 году. Как много в этой киноленте фикции и реальности?
Мне довелось посмотреть этот фильм четырежды, поскольку я, с господами Манном, Пачино и Кроу, участвовал в нескольких ее премьерных показах. Она реальна на 99%. Я бы даже назвал эту работу документальной. Один процент – скромная скидка на то, что имена членов моей семьи были изменены по моей же просьбе, а сам режиссер «поправил» хронологический порядок нескольких эпизодов той истории на свое, художественное усмотрение.
В таком случае, нашим читателям я советую посмотреть эту киноленту, а Вам предлагаю продолжить диалог, перейдя непосредственно к курению, и вреду, которое это занятие наносит своим апологетам. Насколько действительно опасен никотин, с чем Вы можете сравнить это вещество?
Будет ли убедительным сравнение с кокаином? Никотин опаснее этого наркотика более чем в шесть раз. Капля никотина способна убить лошадь – общеизвестно. Как, впрочем, и то, что кокаин не нанесет такого вреда ни одному животному. Сигареты – это «транспортное средство», доставляющее никотин в человеческий мозг.
Никотин вредит здоровью линейно, едва ли заметно. Должно быть, такое его воздействие на организм человека и влечет за собой заблуждения относительно истинной опасности курения?
Да, неосведомленность и заблуждения – главные энергетики прогресса табачного бизнеса.
Я могу вспомнить навскидку лишь одно заблуждение – «легкие» сигареты ничем не отличаются от стандартных, и являют собой ничто иное, как маркетинговый ход. Все верно?
Верно.
С какого «кирпича» началось строительство всех «курительных» заблуждений?
Сейчас это может прозвучать забавно, но вплоть до девяностых табачники убеждали мировое население в том, что сигареты – натуральный продукт. Мол, производят их из растения, похожего на чай – отборного табака, который кто-то собирает, сушит, шинкует и затем – закручивает в бумагу.
А на самом деле?
Все это абсолютная ложь. Во-первых, табак сам по себе – грязное растение. Его листья чрезвычайно восприимчивы к окружающей среде, и впитывают все гадости, что попадают в атмосферу (причем, даже без учета экологического воздействия так является носителем в среднем 4 000 вирусов). Самый иллюстративный пример – Чернобыльский кризис 1988 года. Ваша страна оказалась далеко не единственной жертвой того ЧП. «Чернобыльские» облака добрались от Советского Союза до Восточной Европы, а ведь Греция и Югославия были основными поставщиками табака на Запад. Вы представляете, сколько лет миллионы людей курили эти, будем говорить, «чернобыльские» сигареты? Впрочем, это лишь вершина айсберга. Второй нюанс: в состав сигарет входит ряд безвредных веществ, широко распространенных в нашему быту. Речь о шоколаде, меде, подсолнечном масле, и пропилен-гликоле. Власти никак не ограничивают их использование в промышленности. Разумеется, табачная индустрия подвергла манипуляциям и этот факт. В действительности, в процессе промышленной обработки табака, проводимой при температуре 600 градусов Цельсия, эти ингредиенты трансформируются в высокотоксичные вещества или синтезируют не менее вредные соединения. Одно из таких соединений – акролеин (альдегид акриловой кислоты, используемый при производстве ядохимикатов и дезинфекатов) – и обеспечивает извлечение никотина из табака.
Какова в таком случае природа ингредиентов, вызывающих у курильщиком те ощущения, что они именуют «вкусовыми»? Что порождает расслабление и другие виды реакции на курение?
Химия! Все ощущения курильщиков – результат воздействия на их организм химии, для передачи которой используется табак. Давайте говорить проще. Ключевые ощущения курильщика – это ощущение голода при воздержании от курения, и удовлетворение, приходящее с первой затяжкой. Табак имеет к этому лишь косвенное, «очень» косвенное отношение. Все это – порождения добавок, базирующихся на производных от аммиака веществах.
Есть ведь и третий, пожалуй, основной вид реакции человека на курение. Привыкание, вот что я имею ввиду. Чем оно обусловлено – «натурой» или и это химия?
Химия, снова химия. За привыкание отвечает добавка под названием кумарин. Этот элемент напоминает мне всадника смерти – он действительно самый важный.
Доктор Уайганд, британские коллеги недавно поделились со мной свежим отчетом об исследовании, проведенном государственным статистическим органом. Цитирую: «средний возраст курильщиков в Великобритании снизился до 9,8 лет для мальчиков, и 11,7 лет – для девочек». Проще говоря, даже осведомленные европейцы начинают курить с малых лет, что уж говорить о населении развивающихся стран. Располагаете ли Вы какой-либо статистикой по части продолжительности жизни у курильщиков в зависимости от возраста, с которого они начали регулярное курение?
Я не предсказатель, но международная статистика считает так: если человек начал курить в 14 лет и превратился в хронического курильщика, то продолжительность его жизни не превысит 55-60 лет. Разумеется, если продолжить курение в течение всей жизни… Люди должны думать не только о том, какой вред они причиняют самим себе. Они должны помнить и о своих детях. Есть у меня статистика и на сей счет: если до 14 лет человек не начал курить, то шансы более позднего начала сокращаются в несколько раз. А девиз моего фонда (Smoke-Free Kids Inc.) звучит так: «Если они не получат наших детей сейчас, то – не получат их никогда».
Комментарии
Подписаться