Наткнулся в интернете на странный постер: гиганский мальчик лет 6-7 держит на руках женщину, ласково прижавшуюся к нему всем своим уменьшенным до размера куклы телом. Первая мысль, что сразу приходит мне на ум - картинка является отличной иллюстрацией к феномену инверсии семейных ролей.
Однако позже обнаруживается еще несколько подобных постеров и на всех один и тот же мотив.Оказалось, что постеры являются частью рекламной компании за усыновление детей. Рекламный слоган, сопровождающий каждый постер, гласит: «Усыновите ребенка. Вы получите больше, чем могли бы дать когда-либо». А другими словами: "Инвестируйте в ребенка и получите свои проценты!". Обещанная будущим папам и мамам прибыль - безграничная преданность приемных детей, пожизненное чувство благодарности и служение во благо своих новоиспеченных родителей до скончания их лет. И конечно же, как обещают нам рекламисты, ребенок будет "носить нас на руках".
А вот другая реклама. На сей раз реклама этих замечательных роботов. Описание прилагается:
"В минуты, когда вам необходима лишняя пара рук или ног, эти многофункциональные роботы, ростом почти шесть футов, будут рядом и всегда помогут. К примеру кто-то звонит в входную дверь, а у вас руки по локоть в... ну скажем, краске. Ничего страшного, робот может отправиться к двери, открыть её, и вашим голосом продекламировать приветствие. А потом доставить гостя на своей платформе прямиком к вам. С помощью встроенной видеокамеры, вы сможете наблюдать за всем процессом. Если вам нужно занести кучу вещей в дом, робот опять всё сделает. Или вам нужно передать сообщение детям/жене/мужу, тоже не проблема, передаст всё слово в слово. Роботы снабжены встроенным компьютером, с простым дружественным интерфейсом для ежедневного использования, и пультами дистанционного управления".
Существенна ли разница? Лично я особой разницы между первой и второй рекламами не вижу. В обоих случаях позиционируется одна и та же идея: данное приобретение сделает вашу жизнь лучше.
Однако если робота можно вернуть назад, перепродать, в крайнем случае выбросить на помойку, то вот что делать с ребенком, который оказался "неисправен" (неисправИм) или "поломался"? Ведь рекламисты пообещали, что он будет носить нас на руках , а он почему-то не носит. Более того, мы не видим в его глазах той благодарности и покорности, на которые так расчитывали. Да и вообще, "интерсфейс" ребенка в итоге может оказаться вовсе не таким дружественным, как нам хотелось бы, особенно, когда он подрастет. "Неужели нас жестоко обманули? Я так и знал, что рекламе детей не стоит доверять!" - воскликнет разочарованный усыновитель.
Реклама всегда формирует у потребителей определенные ожидания от товара. Какие ожидания у потенциальных усыновителей от ребенка сформирует данная реклама понятно и так - ожидания нереалистичные. Ведь дети - есть дети, и они не обязаны соответствовать ожиданиям родителей. Рано или поздно они сделают то, что "инструкцией" им не предписано (нечаянно разобьют любимую мамину вазу, принесут из школы первую двойку, нагрубят родителям, когда те не пустят их на дискотетку, на призыв: "Мы ведь живем ради тебя! Мы ведь тебя как родного любим!" ответят: "Не надо было усыновлять! Я вас не просил!").
Но, даже если ребенок и готов будет нас "носить на руках", еще не факт, что он умеет любить другого человека. А кто его мог научить любви? Бросившие его или лишенные на него прав родители? Нянечки в детском доме? Научить его этому могут только новые родители. Но вот станут ли они вкладываться еще и в то, чтобы чему-то его учить, если рекламисты им пообещали идеального ребенка? Станем ли мы сами перенастраивать телевизор, если продавец пообещал нам безупречноработающую модель?
Концепция рекламы основана на рыночной модели детско-взрослых отношений. А это ведет к потребительскому отношению родителей к приемным детям. Тех же, кто желает усыновить ребенка ради "стакана воды на старости лет", я бы и близко к детям не подпустил.
Ссылки:
Рекламные постеры
Роботы
Комментарии
Подписаться