На тему «психотерапевты и их эксперименты с психотропными веществами, приводящие к неожиданным результатам» написаны десятки трудов. Однако сегодня мы коснемся лишь одного небольшого эпизода из этого широкого поля, полного захватывающих сюжетов. Итак, речь пойдет о том, как Фрейд подумал было, что открыл Универсальное Волшебное Обезболивающее – и как на самом деле оказалось, что он малость промахнулся:
Сейчас будет длинная, но бодрая цитата:
«Впервые Фрейд упоминает о кокаине в 1884 г. в своем письме, где ссылается на прочитанный рассказ об армей¬ском враче, который использовал экстракт листьев коки, чтобы повысить энергию солдат. Фрейд получил образцы чистого вещества и сам начал употреблять его, принимая внутрь.
Он обнаружил, что кокаин возвращает хорошее настроение и бодрость, вызывает такое ощущение, как будто человек только что хорошо пообедал, “кажется, что все прекрасно и беспокоиться не о чем”. При этом прием кокаина никак не мешает выполнению работы или физическим упражнениям.
Фрейд также предложил вещество своему другу — врачу Эрнсту Флейшлю (Ernst Fleischl), который в то время пытался избавиться от морфиевой зависимости. (Незадолго до описываемых событий у Флейшля была частично ампутирована рука, и он, стремясь облегчить непереносимые боли большими дозами морфия, стал морфинистом.) Флейшль начал регулярно принимать кокаин и достаточно быстро освободился от морфиевой зависимости.
Но еще до исцеления Флейшля Фрейд проявлял все больший и больший энтузиазм, считая кокаин чудесным лекарством и используя его при самых разнообразных заболеваниях. Он настойчиво рекомендовал его своим друзьям и коллегам, их пациентам и даже послал немного кокаина своей невесте.
Джонс пишет: “Если судить об этом с точки зрения 1953 г., он быстро превращался в серьезную угрозу обществу” Впрочем, в то время у Фрейда не было причин думать, что кокаин может представлять опасность, поскольку он не замечал у себя никаких признаков кокаиновой зависимости. В июне 1884 г. Фрейд публикует эссе о коке (cocoa), где описывает свои исследования о воздействии кокаина на чувство голода, сон и состояние утомления, сделанные на основе наблюдений за самим собой.
Он пришел к выводу, что данное вещество можно использовать для снятия функциональных состояний, характерных для невра¬стении, при лечении диспепсии, а также при лечении морфиевой зависимости. В последней части своего эссе он упоминает о том, что кокаин оказывает анестетическое воздействие на кожные покровы и слизистые мембраны, указывая на возможность дополнительного использования этих анестетических свойств.
Коллер и Кёнигштейн (Koller and Kцnigstein), офтальмологи и друзья Фрейда, начали использовать кокаин в виде глазных капель и прославились как благодетели всего человечества. В это же время работа Фрейда с кокаином получила признание и снискала похвалы, равно как и написанная на эту тему монография.
Затем Фрейд узнал, что у Флейшля, который по указанию Фрейда лечил кокаином морфиевую зависимость, развилась тяжелая кокаиновая зависимость, сопровождающаяся тяжелыми физическими расстройствами. В 1886 г. сообщения о случаях кокаиновой зависимости стали появляться по всему миру. Фрейда обвинили в том, что он выпустил на свет “кокаинового дьявола”. Фрейд пытался защищаться, в то же время испытывая муки совести и чувство вины, в первую очередь по отношению к своему другу Флейшлю. В переписке с Флиссом (Fliess), которая длилась несколько лет, Фрейд писал, что употребляет кокаин; и в последующие годы он продолжал его употреблять время от времени. Однако ничто не подтверждает наличие у Фрейда аддиктивного поведения, “непреодолимого влечения, требовательности и безусловности выполнения”.»
Это была цитата из полезной книжки (не читайте ее, она очень толстая и в ней много умных слов) «Психология и лечение зависимого поведения» под ред. Скотта Даулинга, М., «Класс», 2000. Еще точнее – из главы Эдит Сэбшин «Обзор психоаналитического исследования зависимого поведения». Вот он, источник знаний:
А вот о чем Эдит Сэбшин в этой главе не упомянула, так это о том, что свою смерть Зигмунд Фрейд также нашел в смертельной дозе наркотика – и в этом факте содержится жуткая метафора любых заигрываний с добычей счастья путем химических веществ.
Дело в том, что вследствие другой своей зависимости, а именно постоянного курения сигар, Фрейд в последние годы жизни страдал от неизлечимой формы рака гортани. Конец тридцатых ниспослал массу тяжких испытаний отцу психоанализа. Его самого допрашивали в гестапо, его дочь Анна какое-то время была арестована. Фашисты выпустили Фрейда из Германии лишь в 1939 году, что стало возможно благодаря неустанным хлопотам датской принцессы Марии Бонапарт (она была клиенткой Фрейда), и то с огромным штрафом в 4 000 долларов и с подписанием унизительного письма-благодарности, которое он был обязан написать в адрес нацистского правительства (в последствие две сестры Фрейда погибли в мучениях в концлагере в 1942 году). После бегства пожилому человеку пришлось обживаться в новой для себя стране – в Англии. А тут еще и онкология, с каждым месяцем мучающая все интенсивнее.
И в итоге Фрейд попросил своего друга сделать то, что сейчас назвали бы эвтаназией – попросил своего врача и друга Макса Шура ввести ему тройную дозу морфина, от которой Фрейд и скончался (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%B4).
.
Жалко, в общем, Фрейда. Однако: все вышеописанное никак не отменяет вклад Фрейда в развитие человечества – ведь он был человеком, осмелившимся на нечто, что до него люди себе не позволяли. И на его смелом пути не могло не случаться ошибок, за который он честно заплатил. Не об этом ли его знаменитая цитата: «Ничто не обходится в жизни так дорого, как болезнь и — глупость»?
Для самых упорных – кусочек аудиозаписи из интервью вездесущего BBC с Зигмундом Фрейдом (1938 год):
Комментарии
Подписаться