Существует две теории обмана. Одна состоит в том, что люди по сутисвоей нечестны и готовы смошенничать при первой же возможности.Допустим, человек проходит мимо бензозаправки и размышляет: скольконаличности в кассе, кто может помешать краже и какое наказание емугрозит в случае ареста (и даже сколько ему скостят за примерноеповедение). Просчитав, стоит ли игра свеч, потенциальный вор решает,грабить заправку или нет. Вторая теория утверждает: по своей природелюди честны. Они не ищут возможности смошенничать, но самиобстоятельства их искушают. Одни «одалживают» ручку во время встречи,другие подливают себе дополнительную порцию содовой из автомата, третьизавышают цену телевизора в заявлении о страховом случае, четвертыеотносят на служебные расходы обед в ресторане с тетей Навой (ведь онадействительно спрашивала, как у меня дела на работе). Насколькораспространена такая форма лжи и что лежит в ее основе?
В сериинаучных экспериментов в Гарвардской школе бизнеса, Массачусетскомтехнологическом институте, Принстонском и Йельском университетах, атакже в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе психолог Дэн Ариели с коллегамиподвергли искушению несколько тысяч «честных» людей. Участникам платилиоколо 50 центов за правильный ответ на каждую из 20 несложныхматематических задач — на все им было дано пять минут. В контрольнойгруппе работы проверили: оказалось, что в среднем участники правильнорешали по четыре задачи. В экспериментальных группах бланки с ответамиуничтожили не глядя, и респонденты знали, что их никак не проверить,правильно ли они выполнили задания. Значит, они могли соврать иполучить больше денег, чем заслужили. Если верить их утверждениям, всреднем они справлялись с шестью задачами — это на две задачи больше,чем в контрольной группе. То есть, когда появилась возможность,большинство завысили результат на 50%. Но, если посмотреть на этосоотношение по-другому, они соврали только насчет двух из 16 нерешенныхзадач — то есть приписали себе лишние 12,5%.
Результатыоказались еще занятнее, когда авторы эксперимента попытались выяснить, какиеобстоятельства влияют на размеры мошенничества. Прежде всего оказалось,на них никак не отражается риск быть пойманным. Например, если сделатьтак, чтобы вычислить жуликов было принципиально невозможно — никто немог знать, сколько денег получил каждый из участников, - то средняя степеньнечестности при этом не изменялась. Зато авторы эксперимента обнаружили, что, еслинапомнить людям о нормах морали (процитировав десять заповедей илипопросив подписать кодекс чести), обман сводится к нулю. И наконец (иэто вызывает больше всего беспокойства), выяснилось: если оплатупроизводить покерными фишками, которые можно обменять на наличныеспустя несколько секунд, средняя степень обмана увеличивается более чемв два раза (!).
Эти результаты говорят о нескольких интересныхособенностях человеческой природы. Во-первых, большинство из нас,столкнувшись с соблазном, готово немного солгать, невзирая на риски.Во-вторых, даже если нас точно не поймают, мы не начинаем вратьнапропалую — совесть удерживает нас от слишком крупного мошенничества.В-третьих, у нас есть поразительная способность находить оправданиясвоим нечестным поступкам, особенно когда они не связаны напрямую сналичными. Если в качестве вознаграждения выступают не деньги,склонность к обману резко усиливается. Отсюда распространенностьпреступлений, гораздо более серьезных, чем воровство ручек: выдачаопционов, датированных задним числом, фальсификация финансовых отчетови коррупционные сделки.
Комментарии
Подписаться