Миллионы тонн мусора, остров размером в 2 Техаса плавает между Калифорнией, Гавайями и Аляской.
Остров быстро растёт, ежедневно в океан со всех материков сбрасывается ~2.5 миллиона кусочков пластика и прочего плавучего мусора. Пластиковая бутылка — штука удобная, до тех пор пока её не выбросят: пластик разлагается веками, и благодаря океанским течениям сбивается в огромные острова.
Скоро у нас будет новый материк, и возможно не один — течений на планете много.
Когда мусор прибивает к материку, люди даже задумываются о проблеме — снимают репортажи, принимают решения.
Экологи конечно не сидят без дела - есть даже специальные фонды под уборку и утилизацию океанского мусора. История их появления довольно занимательна. 14 лет назад молодой плейбой и яхтсмен Чарльз Мур, сын богатого химического магната, решил после сессии в Калифорнийском университете отдохнуть на Гавайских островах. Заодно Чарльз решил опробовать в океане и свою новую яхту.
Ради экономии времени поплыл напрямик. А через несколько дней Чарльз понял, что заплыл на помойку. «В течение недели всякий раз, когда я выходил на палубу, мимо плыл какой-то пластиковый хлам, — писал Мур в своей книге Plastics are Forever? — Я не мог поверить своим глазам: как мы могли загадить такую огромную акваторию? По этой помойке мне пришлось плыть день за днем, и конца ей не было видно…»
Плавание сквозь тонны бытовых отходов перевернуло жизнь Мура. Он продал все свои акции и на вырученные деньги основал экологическую организацию Algalita Marine Research Foundation (AMRF), которая стала заниматься исследованием экологического состояния Тихого океана. От его докладов и предостережений часто отмахивались, не принимая всерьез. Наверное, подобная судьба ожидала бы и нынешний доклад AMRF, но тут экологам помогла сама природа — январские штормы выбросили на пляжи островов Кауаи и Ниихау более 70 тонн пластикового мусора. Говорят, сын известного французского океанографа Жака Кусто, отправившийся снимать на Гавайи новый фильм, чуть было не получил сердечный приступ при виде этих гор мусора.
Впрочем, пластик испортил не только жизнь отдыхающих, но и привел к гибели некоторых птиц и морских черепах. С тех пор фамилия Мура не сходит со страниц американских СМИ. На прошлой неделе основатель AMRF предостерег: если потребители не ограничат использование пластика, который не перерабатывается, в ближайшие 10 лет площадь поверхности «мусорного супа» удвоится и станет угрожать не только Гавайям, но и всем странам Тихоокеанского региона. В том числе и России.
Но в общем и целом проблему стараются «не замечать». Свалка ведь не похожа на обычный остров, по своей консистенции она напоминает «суп» — фрагменты пластика плавают в воде на глубине от одного до сотни метров. Кроме того, более 70 процентов всего попадающего сюда пластика опускается в придонные слои, так что мы даже в точности не представляем себе, сколько там может скопиться хлама.
Поскольку пластик прозрачен и залегает прямо под поверхностью воды, то со спутника «полиэтиленовое море» увидеть нельзя. Мусор можно заметить только с носа корабля или погрузившись в воду с аквалангом. Но морские суда бывают в этом районе нечасто, ведь еще со времен парусного флота все капитаны кораблей прокладывали маршруты в стороне от этого участка Тихого океана, известного тем, что здесь никогда не бывает ветра. Вдобавок Северо-тихоокеанский водоворот — это нейтральные воды, и весь мусор, что здесь плавает — ничейный.
И в заключение немного об истории образования мусорного острова в Тихом Океане:
Здесь расположен мощный Северо-Тихоокеанский субтропический водоворот, образованный в точке встречи течения Куросио, северных пассатных течений и межпассатных противотечений. Северо-Тихоокеанский водоворот — это своего рода пустыня в Мировом океане, куда со всех концов света веками сносится самый разнообразный хлам — водоросли, трупы животных, древесина, обломки кораблей. Это настоящее мертвое море. Из-за обилия гниющей массы вода в этом районе насыщена сероводородом, поэтому Северо-Тихоокеанский водоворот крайне беден жизнью — здесь нет ни крупных промысловых рыб, ни млекопитающих, ни птиц. Никого, кроме колоний зоопланктона. Поэтому сюда не заходят и промысловые суда, даже военные и торговые корабли стараются обходить стороной это место, где почти всегда царит высокое атмосферное давление и зловонный штиль.
С начала 50-х годов прошлого века к гниющим водорослям прибавились пластиковые пакеты, бутылки и упаковка, которые, в отличие от водорослей и другой органики, плохо подвергаются процессам биологического распада и никуда не деваются. Сегодня Великий тихоокеанский мусорный участок на 90 процентов состоит из пластика, общая масса которого в шесть раз превышает массу естественного планктона. Сегодня площадь обоих пятен превосходит даже территорию США! И учтите, каждые 10 лет площадь этой колоссальной свалки увеличивается на порядок.
Комментарии
Подписаться