Дураковатый кролик с красавицей-женой стал образом совмещения мультфильмов и живого кино. Мы решили узнать, где берет свое начало это непопулярный в наше время жанр.
Даже в эпоху, когда компьютерная графика проникла в кино так глубоко, что уже не ясно, где реальность, а где спецэффекты, некоторые студии решаются создавать проекты в лучших традициях старины. Ведь жанр скрещивания анимации и живых актеров существует почти также давно как и весь кинематограф. По случаю анонса нового фильма Looney Tunes и слухов о том, что Mad Max породнится с мультиками, Look At Me представляет историю живых и мультипликационных кино-гибридов.
В начале был Герти
Традиция совмещать живых актеров и нарисованных персонажей зародилась на заре анимации. В 1911 году картунист Винзор МакКей создал театральное представление, во время которого он взаимодействовал с резвящимся за его спиной анимационным динозавром. В 1914 году, когда его работодатели надавили на него, чтобы прекратить представления, он заключил договор с Уильямом Фоксом на распространение «Динозавра Герти» в кинотеатрах. Так появился первый мультфильм, сочетающий анимацию и живых актеров.
После этого практически все видные аниматоры пробовали себя в этом жанре. На ряду с ротоскопной анимацией Макс Флейшнер вписывал своего клоуна Коко в живые ландшафты. Первые режиссерские попытки Уолта Диснея тоже были в этом направлении. В серия мультфильмов Alice Comedies живая девочка Алиса общалась на экране с нарисованными персонажами. Следующие 80 лет эксперименты становились сложнее, а фильмов с участием мультяшек становилось только больше.
Расцвет жанра и царство Диснея
В 40-х годах знаменитый создатель Looney Tunes Фриц Фрилинг снял мультфильм, который можно считать предшественником «Кто подставил Кролика Роджера» — «Ты должен быть в картинках» (You ought to Be in Pictures). Даффи Дак обманом вынуждает Порки уйти от Леона Шлезингера (директора будущей Warner Bros. Animation) и попытать счастья в кино. Мультяшными в фильме были только Даффи и Порки, а Шлезингер и другие работники студии играли в живую.
Это пожалуй единственный заметный фильм-гибрид той эпойхи снятый не Disney. «Фантазия», «Три Кабальеро», «Песня юга», «Мэри Поппинс» и другие диснеевские фильмы доминировали в жанре до середины 60-х. Остальные студии использовали прием лишь для создания спецэффектов или коротких вставок во время титров. Знаменитой студии до определенного момента не было равных в совмещение реальности и фантазий аниматоров.
В 1964 году под маркой Warner Bros. выходит мультфильм «Невероятный мистер Лимпет». Главному анимационному конкуренту Диснея не откажешь в изобретательности. Картина рассказывает о библиотекаре, который, превратившись в рыбу, помогает американскому флоту бороться с немецкими субмаринами. 20th Century Fox в 1977 году выпускает анимационный мьюзикл Raggedy Ann & Andy: Musical Adventures, в котором робко вплетает живых актеров в начале и в конце ленты. В начале 1968 году MGM снимают фильм The Phantom Tollbooth. Картина о мальчике Майло, который получил внезапно проход в параллельный мир, стала для студии последней перед 12-летним перерывом.
Новые течения
В 70-х и 80-х анимация берет довольно странный поворот. Экспериментатор Ральф Бакши, знаменитый своими непревзойденными ротоскопными фильмами, не чурается использовать и просто живых актеров. Вставками реальности изобилует Heavy Traffic, да и в American Pop, то и дело мелькают то живые выступления, то фанаты. Disney на ряду с совершенно детским «Драконом Питера», снимают мрачное продолжение про девочку Дороти — «Возвращение в Оз». Главная героиня, которую родственники помещают в психиатрическую лечебницу, скрывается от страшных реалий шоковой терапии в сказочной стране, которая тоже переживает не лучшие времена. Отдельно стоит отметить диснеевский фильм «Набалдашник и метла». Фрагмент с игрой в футбол между зверями, в которой постоянно страдал актер Дэвид Томлисон показывали даже в программе «Доброе утро» по российскому телевидению.
|
|
Самой известной работой Восточной Европы является фильма «Мария, Мирабелла». Это сказка про двух систер- близняшек, которые спасают компанию лесных жителей, среди которых замерзший лягушонок, несветящийся светлячек и нелетающая бабочка. Фильм снят совместными усилиями русских и румынских кинематографистов в 1982 году. |
1988 год стал для жанра анимационных фильмов с живыми актерами верхней точкой. Студия Disney выпускает фильм который до сих пор является образцом для всех поклонников направления. Беспрецедентный набор персонажей и прекрасная детективная история снискали фильму «Кто подставил Кролика Роджера». Успех у критиков (3 Оскара и еще 3 номинации) и в кассе заставил многие студии задуматься о создании чего-то подобного, но к сожалению никто до сих пор так и не смогу сместить Кролика Роджера с его заслуженного пьедестала.
В 90-е почти каждая крупная студия создала себе по клону знаменитого «кролика». Мрачный бенефис Ральфа Бакши от Paramount с треском провалился и у зрителей, и у критиков. Несмотря на звездный каст и прекрасную анимацию, фильм сочли «слишком серьезным, чтобы быть смешным и слишком бестолковым, чтобы воспринимать его серьезно». Universal пошел проторенным путем и снял детский, но от этого не менее интересный, «Каспер» с маленькой Кристиной Ричи. Правда это уже был шаг в сторону 3D. Больше всего повезло Warner Bros. Имея в своем активе такой брэнд, как Looney Tunes, они взяли в подмогу Майкла Джордана. С таким набором спортивная комедия о мульт-команде и звезде NBA спасающих землю действительно заняла первое место в чартах США. А вот критики восприняли картину довольно прохладно.
|
|
В 1992 вышел даже фильм категории B — Evil Toons. Черная сексплойтешн комедия рассказывает о нескольких девушках, приезжающих в загадочный особняк. Во время грозы Дэвид Кэрадайн приносит им волшебную книгу, из которой выбирается похотливый рисованый оборотень. Дальше девушки в основном кричат. |
В 21 век в 3D
С широким распространением трехмерной компьютерной графики смешение живых актеров и анимационных персонажей потеряло актуальность. В начале 21 века мало кто отваживался на подобные эксперименты. Генри Селик снял свой малозаметный фильм «Обезьянья кость», где Брендан Фрейзер путешествует по миру своих фантазий. Телевизионные ветераны белка Рокки и лось Бульвинкль появлялись в кадре с Робертом ДеНиро и Рене Руссо. Looney Tunes в 2003 году пытались снова вернуться на большой экран, но на этот раз не так успешно. При 80-миллионном бюджете собрать они смогли всего 68. Самым удачным совмещением можно считать появление живых людей в конце «Делай ноги» Джорджа Миллера.
Сейчас 2D анимация в кинематографе используется в основном в рекламе. Особенно товаров для детей, но даже в наше время для жанра не все потеряно. Режиссер Роберт Земекис работает над сиквелом «Кролика Роджера». Никаких официальных заявлений пока не сделано, но продюсер Дон Хан говорит что «если вы фанат, вас очень-очень скоро ждет большая большая радость». А Warner Bros. не так давно заявили, что Looney Tunes отправятся в кинотеатры в третий раз.
Комментарии
Подписаться