«Whether there are today in Russian animation such examples or not - I do not know, as well as how similar in general could be created then in 1981, and whether really economic circumstances of that time allowed to create it?», - так начинается рецензия одного британского автора на советский мультфильм «Тайна третьей планеты»
Если вкратце, критик поражен качеством советской анимации и предполагает, что столь масштабный проект требовал солидного финансирования. В те времена наши мультипликаторы не задумывались о такой приземленной материи, как деньги – в интернете невозможно найти информацию о бюджетах студии «Союзмультфильм». Они просто занимались чистым творчеством, которое, надо отметить, обладало исключительным коммерческим потенциалом. Через 18 лет после выхода «Тайны третьей планеты» на экран, ее образами явно вдохновлялись создатели мультсериала «Футурама».
В 60-х годах «Союзмультфильм» работал бесперебойно, как военный завод, и обязательно задавил бы «Диснея», если бы не «железный занавес». Студия производила по 250 фильмов в год, и ее мультики выглядели вполне конкурентоспособными на фоне хитов западной индустрии. К примеру, «Бременские музыканты», появившиеся в 1969 году, сделаны примерно в той же стилистике, что и культовая «Желтая подводная лодка», и по большому счету ни в чем ей не уступают.
Совпадение это или нет, но иногда советские аниматоры даже выпускали свои проекты синхронно с зарубежными релизами. Так случилось в 1967-ом, когда мир одновременно увидели первый эпизод нашего «Маугли» и диснеевская «Книга джунглей». И хотя ориентированы они на разные возрастные категории, мне лично кажется, что пускающему слюни американскому Каа до советского питона-убийцы с его крылатыми фразами а-ля «Вы слышите меня, бандерлоги?» - как до Луны.
Наши мультики всегда были немного артхаусными. Таким запоминающимся типажам, как загадочная зверюшка Чебурашка или Карлсон в образе «дикого, но симпатичного привидения», могли бы позавидовать Дэвид Линч или Жан Пьер-Жене. Настоящим монополистом в сфере сюрреалистичных мультиков для взрослых стал Юрий Норштейн. Фактически он конкурирует сам с собой. До сих пор титул лучшего мультфильма всех времен и народов попеременно переходит то к «Ежику в тумане», то к «Сказке сказок» – оба авторства Норштейна.
С именем живого классика связан недавний скандал. В начале июня мультипликаторы Юрий Норштейн, Леонид Шварцман, Андрей Хржановский и Эдуард Назаров написали письмо премьеру и президенту с просьбой поддержать бедствующий «Союзмультфильм». Действительно, некогда крупнейшая в Европе студия не блистала успехами в 90-х и нулевых – она не смогла приспособиться к настоящим рыночным условиям. Выпуск фильмов сократился до 6 штук в год – и те короткометражные. Несколько дней назад Путин провел совещание по проблемам мультипликации. На нужды анимации он выделил дополнительно 500 млн в этом году и 1,5 млрд – в следующем. Норштейн и его коллеги такой щедрости удивились, ведь они просили 250-300 млн на 8 лет. На встрече прозвучала идея создать единый Центр российской анимации. Премьер считает, что организовать его можно на базе «Союзмультфильма». Не исключено, что долгожитель с советским прошлым через несколько лет превратится в русский аналог Pixar и всех победит.
Комментарии
Подписаться