Традиция крутованов собираться вместе и мериться мастерством зародилась давным-давно. И в анимационно-кинематграфической среде не то что не новость, а вообще отдельный жанр. Удивительно что о сущестовании подобных альманахов на самом деле мало кто знает.
В основном в этом жанре отличились (Кто бы мог подумать!) японцы. Мы не будем брать в расчет сериалы, а посмотрим именно на сборники мультфильмов.
В 1986-м году по произведениям Таку Мяамуры, тогда еще не большие люди, Катсухиро Отомо (Акира, Стимбой), Йошиаки Кавадзири (Ninja Scroll, Highlander, The Animatrix: Program segment) и Ринтаро (Metropolis, Galaxy Express 999) снимают состоящий из трех сегментов Neo-Tokyo. Запутаные лабиритны, повсеметный хайтек и гнетущая атмосфера кибер-панка.
Затем, в 1987-м, целая орава режиссеров загорелась идеей роботов. Катсухиро Отомо, Ясуоми Уметсу (Kite, Mezzo Forte), Хироюки Китакубо (Golden Boy), Коджи Моримото (Noiseman Sound Insect), Хидеоши Омори (Gundam Seed), Хироюки Китазуме (Armitage III) и Такаши Накамура (Fantastic Children) создали совершенно невообразимое по своим масштамбам полотно под названием Robot Carnival. Трогательные фрагменты чередовались с комедийными, а некоторые, вроде сегмента Такаши Накамуры, вообще затавляли сидет с открытым ртом даже после их окончания.
К сожалению за давностью времен этот мультфильм был забыт и долго не был известен широкой публике за пределами Японии. Но тем не менее для многих американцев он стал началом знакомства с аниме вообще, так как в начале 90-х его часто крутили по ТВ в связке с Vampire Hunter D.
Что творилось с жанром до середины 1995 года туманно, но в 1995-м вездесущий Отомо со своими соратниками, Коджи Моримото и Тенсай Окамурой (главный аниматор Ghost in the Shell и Ninja Scroll), выпускает Воспоминания о будущем (Memories) по сценарию мастера психологической драмы Сатоши Кона (Paprika, Perfect Blue, Paranoia Agent). Три новеллы, абсолютно не свзянные друг с другом, но одинаково проникновенные. Это фильм стал первым крупным проектом основаной еще в 1986 году студии Маримото Studio 4˚C.
Именно эта студия взялась тянуть этот жанр дальше. За последние годы ни один похожий проект не проходит без ее участия. Славная своим умением сочитать фестивальные сюжеты с современной комерческой анимацией «четыре градуса» собирают под своей крышей самых талантливых аниматоров.
Они учавстовали в создании The Animatrix, братьев Вачовски, выпустили сборник видео клипов FLUXIMATION на песни Utada, на их совести сборники Digital Juice и Amazing Nuts! На YouTube можно посмотреть сборник совсем совсем коротких мультфильмов Ani*Kuri 15, хотя это разумеется незаконно.
Вот-вот должен выйти на DVD очередной шедевр под скромным навзанием Genius Party и его продолжение Genius Party Beyond. В принципе список участников этих проектов не особенно отличается от 1987-го года, разве что к ним присоединились еще несколько молодых гениев.
Но в этом засилии японских имен засветились и наши аниматоры. В сборнике экранизаций стихов Басе Зимние дни (Winter Days) самым длинным сегментов оказался мульфильм нашего знаменитого соотечественника Юрия Норштейна (Ежик в тумане). Режиссер Кихачиро Кавамото собрал в этом проекте 36 самых талантливых аниматоров со всего мира.
Буквально на днях в прокат вышел сборник мультфильмов приуроченый к старту нового Бэтмена под общим названием Gotham Knight. Производстве засветились, помимо Studio 4˚C, такие моснтры как MadHouse (Shigurui, Trigun), BeeTrain (Haibane Renmei, Noir) и Production I.G. (Jin-Roh, Ghost in the Shell).
Список был бы не полным, если бы мы не упомнянули готовящийся к выходу французский сборник Страх(и) темноты (Peur(s) du noir):
На самом деле, каждый год выходит довольно много таких сборников, ведь короткий метр создает огромный простор для фантазии. Но иногда, из-за размера, его так легко пропустить.
Комментарии
Подписаться