Психоделические воспоминания ветерана ливанской войны
Документально-анимационная антивоенная драма Ари Фольмана «Вальс с Баширом» стала в мире кино настоящей сенсацией, не только благодаря совершенно новому подходу к жанру анимации, но в первую очередь из-за темы, которую поднимает фильм.
В истории человечества в бурном ХХ веке было немало войн. A la guerre comme… любая война, как известно дело грязное, кровавое и жестокое, но даже на войне бывают эпизоды, которые не укладываются ни в какие человеческие рамки. В международной практике такие случаи называются — военными преступлениями.
Именно такую трагедию пытается вспомнить главный герой фильма, режиссер и автор сценария Ари Фольман, от лица которого ведется повествование. События, связанные с ливанской войной 1982 года, в которой в которой режиссер участвовал лично, начисто стерлись из его памяти. Это вызвано естественной защитной реакцией человеческого организма. Есть у памяти такое свойство — хранить все хорошее, а плохое вычеркивать. Вместе со своими друзьями-однополчанами, ветеранами той, теперь уже далекой войны, Ари Фольман по крупицам восстанавливает вторжение армии Израиля в Ливан, осаду столицы Ливана города Бейрута, ожесточенные уличные бои и, событие, которое стало одним из самых известных военных преступлений конца прошлого века — истребление палестинских беженцев в лагерях Сабра и Шатила.
Фильм вызвал настоящий шок на каннском кинофестивале и по мнению большинства кинокритиков мира стал главным кинособытием прошлого 2008-го года. Список наград и номинаций «Вальса с Баширом» способен впечатлить самого искушенного зрителя — больше 20 самых престижных кинофестивалей и кинофорумов мира отметили израильскую команду аниматоров. Причем номинация на «Оскар» анимационного фильма в категории «игровой фильм на иностранном языке» — первый случай подобного рода в истории Американской киноакадемии.
В числе наград:
• Номинация на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке (США)
• «Золотой Глобус» за лучший иностранный фильм (США)
• «Сезар» за лучший иностранный фильм (Франция)
• Приз Европейской киноакадемии за лучшую музыку — композитор Макс Рихтер
• Los Angeles Film Critics Association Awards за лучший фильм (США)
• British Independent Film Awards за лучший зарубежный фильм (Великобритания)
Все герои фильма имеют портретное сходство с реальными людьми, выступают под своими именами и озвучены голосами участников событий. В процессе создания картины, художники использовали флэш-анимацию, 3D-анимацию и классическую анимацию. Фильм частично финансировался израильским правительством. В самом Израиле картина получила шесть главных призов израильской киноакадемии (лучший фильм, лучший режиссер, лучший художник, лучший сценарий, лучший монтаж и звук), тем не менее реакция зрителей на родине создателей фильма — была крайне неоднозначной. Для многих израильтян, точка зрения режиссера Ари Фольмана на ливанскую войну показалась неприемлемой. В стране фильм неоднократно назвали «антиизраильским». Не меньше упреков в адрес фильма раздавалось и со стороны «левых», те наоборот - обвиняли режиссера в недостаточном признании вины израильской армии в событиях 1982 года.
Художник фильма Дэвид Полонский, представлявший фильм на открытии фестиваля израильского кино в Москве рассказал об истории создания фильма, о трудностях которые возникали в процессе, и о своем личном отношении к ливанской войне и проблемам, которые поднимает эта картина в общественном сознании.
Дэвид Полонский о фильме "Вальс с Баширом"
В российский прокат документально-анимационная картина Ари Фольмана «Вальс с Баширом» выходит 18 июня.
Создатели фильма «Вальс с Баширом»
Автор сценария и режиссер: Ари Фольман
Художник: Дэвид Полонски
Аниматор: Йони Гудман
Монтаж: Нили Феллер
Визуальные эффекты: Ройи Ницман
Звук: Авив Альдема
Музыка: Макс Рихтер
Ари Фольман о своей биографии и о причинах побудивших его выбрать жанр анимации для своего документального проекта: «Мне хотелось найти другой подход к документалистике, и анимация, представляющая собой субъективную форму выражения, дала мне возможность освободиться от ограничений традиционного документального кино.»
Комментарии
Подписаться