Views Comments Previous Next Search

Сказки кадр за кадром

336781
НаписалСаша Похвалин19 мая 2010
336781

О волшебстве покадровой анимации.

Из-за повального увлечения 3д анимацией легко проглядеть маленькие и большие шедевры анимации покадровой (stop-motion). А ведь мультипликационная история в целом начиналась именно с нее. Мы постараемся осветить самые яркие примеры направления stop-motion в настоящем и будущем.


История


Первый опыт покадровой кукольной анимации принадлежит Альберту Смиту и Стюарту Блэктону. В 1898 году вышел их фильм «Цирк Шалтая Болтая», в котором на экране оживали акробаты и животные. В 1902 вышла картина «Веселье в булочной», в которой использовалась пластилиновая анимация. Но самым известным из ранних кукольных аниматоров является Уиллис Обрайен. Он создавал спецэффекты для фильма «Затерянный мир» (1925) и знаменитого «Кинг Конга» (1933).




Середина века для кукольной и пластилиновой анимации была временем экспериментов. В 1965 году на Оскар номинировался мультфильм «Глина или происхождение видов» Элиота Нойеса Мл. с его техникой «свободной формы». А в 1977 году премию киноакадемии получил фильм «Песочный замок» немецко-канадского аниматора Ко Ходемана. 




Одним из самых ярких мастеров этой эпохи был Ян Шванкмайер. Уроженец Праги, он не был известен западной публике до начала 80-х годов из-за того, что коммунистические власти вовсе запрещали ему снимать кино. Теперь он считается одним из самых известных мировых аниматоров. Его творчество оказало влияние на работы таких талантов как Терри Гиллиям и Шэйн Эйкер и многих других.



  

Даже Дисней проводил несколько экспериментов в этой области, нанимая сторонних аниматоров, таких как Майк Життлов, но в результате наработки были использованы только для спец эффектов. Такая тенденция сохранялась до «ренессанса» анимации в конце 80-х и начале 90-х. После этого количество покадровых анимационных фильмов сильно возросло.


Россия и СССР


В России и Советском Союзе кукольная анимация была в почете всегда. Многие выросли на таких мульфильмах как «38 попугаев» и «Домовенок Кузя», сказках про Муммий Троллей, не говоря уже о знаменитой пластилиновой заставке программы «Спокойной ночи, малыши». Но, пожалуй, наиболее именитая и заслуженная - это серия мультфильмов про Чебурашку и Крокодила Гену. Снятая по произведению Эдуарда Успенского в 1969 году, история двух друзей, которым противостоит вредная старуха Шапокляк, покорила уже не одно поколение. Чебурашка стал официальным талисманом российской олимпийской сборной. Он стал невероятно популярным в Японии. В 2001-2002 годах его посмотрело больше 700 000 японцев, а в 2008 году фильмы про Чебурашку были включены в Музей студии Гибли и стартовали во всех кинотеатрах одновременно с последней работой Хаяо Миядзаки «Рыбка Поньо с утеса».




Другой советский мультфильм Варежка, также снятый Романом Кочановым, получил главный приз на самом престижном анимационном фестивале Annecy (Франция) в 1967 году. Мультфильм также пришелся по вкусу в Японии, но не достиг популярности Чебурашки и Гены.




В 1981 Александр Татарский снял мультфильм «Пластилиновая ворона». Сумасбродный короткометражный мьюзикл с песнями Григория Гладкова и Эдуарда успенского сразу же полюбился зрителю. Правда, до этого его запретили за «идеологическую безыдейность». Но это не остановило Эльдара Рязанова и Ксению Маринину пустить его в эфир, да еще с сюжетом о съемках. На следующий день мультфильм показали по всем каналам. После такого успеха Татарский снял свой второй пластилиновый хит — «Падал прошлогодний снег». Его цензура тоже не обошла стороной. Сначала Татарский должен был снимать мультфильм про пионеров, но после заявления, что он будет снимать про Ленина, да еще по мотивам Зощенко, цензоры согласились на авторский сценарий. После первого же показа по телевидению мультфильм получил народную популярность.




В 2001 году продюссер Акоп Киракосян и скульптор Михаил Шемякин придумали проект «Гофманиада». Полностью кукольный мультфильм по мотивам сказок Гофмана долго не мог найти инвесторов, несмотря на то, что первые кадры критики восприняли положительно. Наконец в 2008 году деньги были найдены, и производство возобновилось. Это самый крупный проект, над которым работала студия «Союзмультфильм» со времени распада СССР. В мульфтильме 150 кукол, при том что некоторые из них появляются на экране всего на несколько секунд.


Европа и США


В 1993 году бывшие аниматоры студии Дисней Генри Селик и Тим Бертон объединились чтобы снять кукольный мультфильм «Кошмар перед Рождеством». Это история про Джека Скеллингтона из города Хеллоуина и его знакомство с городом Рождества. Это первый американский полнометражный кукольный мультфильм и дебют Селика в большом кино. 




Фильм начинается со стихотворения, которое Бартон написал, еще работая в Дисней в 80-х. После успеха его кукольной короткометражки «Винсент» студия не раз задумывалась о том, чтобы снять «Кошмар» хотя бы как телевизионную вставку, но так и не решилась до середины 90-х. Фильм моментально получил культовый статус и был даже переиздан в 3д формате в 2006 году.




После успеха дебютного мультфильма Селик снял еще один менее известный, но не менее успешный мультфильм «Джеймс и гигантский персик» по книге Роальда Даля. Time Magazine написали, что мультфильм оказался даже лучше книги, а в 1997 мультфильм взял главный приз на фестивале Аннеси. В прошлом году вышел еще один фильм Генри — «Коралина», по одноименной книге Нила Геймана.




Бертон в свою очередь тоже не забыл про кукол. В 2005 году вышел его кукольный мьюзикл «Мертвая невеста» снятый в сотрудничестве с Майком Джонсоном. Для фильма была специально разработана технология благодаря которой можно было изобразить любые эмоции на миниатюрных куклах. Фильм снимался в нескольких студиях одновременно, чтобы ускорить процесс. Сейчас Бертон работает над ремейком его собственного фильма «Франкенвинни», за который его в свое время уволили из Дисней.




Какими бы прекрасным ни были мультфильмы Бертона, на 78-м Оскаре его обогнал другой мастер современной покадровой анимации — Ник Парк. Создатель Уолласа и Громита и обладатель 4 оскаров (из 6 номинаций). В 1985 году Парк присоединился к компании Аардман и занимался созданием рекламы и видеоклипов. В 2000 году он снял полнометражный фильм «Побег из курятника» в соавторстве с основателем Аардман Питером Лордом. Главную роль в фильме озвучил Мел Гибсон. А в 2005 вышел его «Воллас и Громит: Проклятие Кролика-оборотня», за который он получил очередной Оскар.




В прошлом году компания Fox и режиссер Вэс Андерсон выпустили мультфильм «Бесподобный Мистер Фокс», экранизация еще одной книги Ролальда Даля. А за год до этого появился не менее фантастический мультфильм «Макс и Компания» производства Франции, Бельгии и Швейцарии, антикапиталистическая сказка про 15-летнего лисенка в поисках своего отца. Оба фильма были хорошо приняты критиками, но, к сожалению, провалились в прокате. Даже несмотря на то, что созданием кукол для «Макса и Компании» занимались те же люди, что в «Мертвой Невесте».




В том же году вышел израильско-австралийский фильм $9.99, который рассказывает про ангела ищущего смысл жизни по дешевке. В озвучивании принимали участие Джефри Раш и Энтони ЛаПалья. На официальном сайте картины аниматор Йан-Эрик Маас пишет: «Если мы делаем ошибку, то не можем вернуться обратно в абсолютно тоже положение... Поэтому если [в покадровой анимации] ты создаешь движение, то ты к ему следуешь. Именно поэтому покадровая анимация такой особый жанр. Она дает нам особую энергию, потому что это живое представление.»




В 2009 Филип Сеймур-Хоффман, Эрик Бана и Тони Колет озвучили независимый мультфильм «Мэри и Макс». Это история о странной дружбе 8-летней девочки Мэри, живущей в Мельбурне, и страдающего синдромом Аспергера, Макса, 44-х летнего еврея-атеиста из Нью Йорка. Фильм основан на реальных событиях и был хорошо принят критиками. Кроме того он стал первым австралийским фильмом заработавшим в 2009 году больше миллиона долларов.




Несмотря на засилье трехмерной графики в ближайшее время готовятся к выходу еще более десяти крупных проектов с покадровой анимацией, среди которых, помимо бертоновского «Франкенвини» и еще одной экранизации «Ведьм» Даля, есть даже российские «Шинель» и «Гадкий утенок». Так что можно надеяться, что в будущем нас ждет еще немало покадровых сказок.

Рассказать друзьям
33 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются