Если бы меня спросили, в какую историческую эпоху я хотел бы перенестись, одним из вариантов обязательно были бы двадцатые годы прошлого века. Только не в Чикаго, а в Европе. Это был период расцвета авангарда, футуристических и послевоенных надежд в искусстве. Одним из отличительных знаков этого времени стал архитектурный стиль ар-деко, которым богат лондонский пейзаж.
Вы, возможно, обратили внимание на недавнее возвращение женской моды в стиле «бурлеск»: перья в коротких вечерних дамских прическах, мундштуки и ярко-красные губы. Наиболее естественным фоном для таких барышень послужили бы огромные серокаменные монолиты с металлоконструкциями в неоклассическом стиле. Хотя, почему «бы»? В Лондоне мероприятия в таком стиле почти стали повседневностью. Впервые будучи представленным в 1925 году во Франции, стиль «декоративное искусство» распространился среди англосаксов по обе стороны Атлантики.
А первое здание такого рода я для себя открыл неожиданно. Стоя под раскидистыми дубами в Рассел-сквере, я посмотрел на запад и поймал себя на мысли, что вижу вдали вполне себе сталинскую высотку со шпилем. Оказалось, что это Дом Сената, где сейчас находится Лондонский университет. А раньше, в военное время, там располагалось Министерство информации. Поговаривают, что именно это здание послужило писателю Джорджу Оруэллу прототипом для Министерства правды в романе «1984».
Далее по курсу оказалось громадное здание Медицинской Академии. Как и во многих монументальных строениях ар-деко (в том числе, в упомянутом выше Доме Сената), интерьеры Академии включают в себя много античных элементов, правда, выполненных в металле – кстати, опять же, в духе некоторых московских высоток, а то и советского метро сталинской эпохи. Лучше всего это веяние видно в Масонском дворце (Freemasons’ Hall 60 Great Queen Street, London, WC2B 5AZ) около Ковент-Гардена. Как-то мне посчастливилось попасть туда на экскурсию, и ощущения было, будто я очутился в древнегреческом храме. Точнее, как если бы древние греки или римляне резко стали современными, минуя все наследовавшие им эпохи перед нашей и сохранив свое зодчество с поправкой на достижения науки и техники. Массивные светильники (некоторые в виде факелов), световые люки с металлическим оформлением «под бронзу», статуи с копьями и ликторскими пучками, приглушенное освещение. Словом, надевайте вашу стилизованную тогу или тунику, да не забудьте сандалии.
Самый красивый вид в стиле «ар-деко» открывается в Лондоне с набережной Южного берега между мостом Ватерлоо и пешеходным мостом у станции метро Embankment. На северном берегу Темзы, будто в модернистском сне начала ХХ века, возвышается шеренга каменных громад с развевающимися флагами, самая известная из которых – это знаменитый отель «Савой». Кстати, среди отелей примеры «ар-деко» многочисленны: Dorchester, Claridge’s, Park Lane Hotel – словом, если соберетесь на пресловутый послеобеденный чай (afternoon tea), которыми славятся шикарные лондонские гостиницы класса «люкс» - велик шанс попасть в апартаменты 20-х годов.
Однако «ар-деко» - это не обязательно массивность и монументальность. К примеру, историческая штаб-квартира корпорации Би-Би-Си (BBC Broadcasting House Portland Place, London, W1A 1AA) к северу от площади Оксфорд-Серкус (рядом с церковью All Souls) отличается плавностью и субтильностью внутренней отделки, правда, экскурсию надо бронировать заранее, поскольку помещение до сих пор используется как служебное. Еще один вариант совместить эстетическое удовольствие от двух созерцаний сразу – отправиться в один из театров Вест-Энда, скажем, Dominion или Prince of Wales, и не забыть отметиться в местном буфете или баре с замечательным интерьером.
А также нельзя оставить без внимания следующие здания:
Автор: Николай, студент Кэмбриджского университета
Следите на сайте LookAtMe за рассказами членов клуба Landlord League о жизни и учёбе в Великобритании
Комментарии
Подписаться