Фрэнк Ллойд Райт - культовое имя архитектуры XX века. Входит в тройку ее столпов наряду с Ле Корбюзье и Мисом Ван де Роэ. Теоретик «органической архитектуры». Последовательный дезурбанист. Увлекался традиционной японской архитектурой. Ввел в западное проектирование свободную планировку и сплошное остекление. Придумал «дома-прерии», адекватные ландшафту Среднего Запада. Следуя принципам модернизма, создавал каждое свое здание как «абсолютное произведение» – проектировал все: от фасада до мебели и занавесок.
Дом над водопадом
Внутри – эстетская пещера. Снаружи – нагроможденье скал. Так Фрэнк Ллойд Райт воплотил свою мечту о доме-рельефе. А миллионер Эдгар Кауфманн обрел идеальный грот для размещения своей экзотичной коллекции антиквариата.
Однажды, обращаясь к Тейлизинскому товариществу, Райт сказал: «“Дом над водопадом” – великое благо, возможно, одно из величайших, какие можно познать здесь, на земле. Наверное, нет ничего, что можно было бы сравнить с гармонией и покоем, какие возникают тут из сочетания леса, реки, утеса и элементов конструкции. Водопад здесь слышишь так, как слышишь тишину земли…»
Этот дом стал самым известным особняком Америки. Затерянный в лесной лощине Западной Пенсильвании он – место паломничеств любителей изысканных пространств со всего мира. Своим появлением здание обязано Эдгару Кауфманну младшему – будущему хранителю отдела дизайна Музея современного искусства в Нью-Йорке и основателю движения Good Design. Он был учеником Райта. Шесть месяцев прожил в Тейлизинском товариществе – школе-мастерской, основанной архитектором в Висконсине. Когда в 1933 году его отец, Эдгар Кауфманн старший, владелец большого процветающего магазина в Питсбурге, меценат, любитель антикварной экзотики, решил построить себе дом для уик-эндов на только что приобретенном лесном участке в несколько сот гектаров, его сын посоветовал ему обратиться к Райту. Архитектор приехал осмотреть место. Его потрясла витальность этого юного леса и скульптурная чехарда горных пород, выходящих на поверхность. Они вдохновили Райта на создание сложной системы террас, нависающих друг над другом. Проектировал он «изнутри наружу». Считал, что «внутреннее пространство здания есть его подлинная сущность».
Первый этаж отвел под гостиную. Низкий потолок и рваный камень в отделке создают ощущение пещеры. В этом камерном интерьере особенно хороши реликты – индейские терракотовые предметы, французский фаянс начала XIX века, древние китайские скульптуры. На втором и третьем этажах – спальни. В северо-западном углу здания – башенка из местного камня. Ее нижний этаж занят кухней, в верхних – гостевые комнаты. Здесь в свое время перебывали такие знаменитости, как Альберт Энштейн, Альвар Аальто, Филипп Джонсон, Уолтер Гропиус, Марсель Брейер, Ласло Мохоли-Наги и др. Этот дом проникнут коллекционным духом, охоч до историй великих посещений и трофеев многочисленных поездок Кауфманна.
Комментарии
Подписаться