Cловосочетание "жилой квартал" у большинства людей ассоциируется с серыми и скучными типовыми многоэтажками, мало отличающимися друг от друга. Их можно встретить в спальных районах любых городов - от Рима и Праги до Мюнхена и Петербурга. Но сегодня при разработке проектов жилых кварталов внимание уделяется не только функциональности и эргономичности жилья. Архитекторы стремятся избежать обезличенности и бездумной штамповки уродливых строений-близнецов.
Процесс демократизации в архитектуре и ориентации на человека начался в 20-30х годах прошлого века и связан с новым направлением эпохи модерна - конструктивизмом. Основными ценностями этого течения являлись функциональность, доступность жилья, первоочередная направленность на людей и их комфорт. Архитекторы стремились к созданию динамичных сооружений, состоящих из простых формальных элементов, соединенных в соответствии с организацией внутреннего пространства. Язык архитектурных форм, таким образом, избавлялся от всего необязательного, наносного и лишнего. Практически отсутствовал привычный декор зданий. В это время широко начали применяться такие материалы, как бетон и железобетон, что позволило осваивать новые выносные конструкции по типу козырьков и навесов, покрывать фасады стеклом.
Новое течение быстро распространилось во всех странах мира, но главными апологетами этой школы стали Германия и Голландия. В Германии архитектор Вальтер Гропиус создал в 1919 году Баухаус (Bauhaus) - Высшую школу архитектуры и дизайна. Послевоенный жилищный и социальный кризис потребовал сосредоточенности на рациональном устройстве жилья и разработке прототипов для массового дешёвого строительства. Целевой аудиторией Баухауса были рабочие. Визитной карточкой этого стиля стали суровые формы и строгая геометрия линий.
Образцы школы Bauhaus
В Нидерландах молодые дизайнеры в 1917 году объединились в группу Де Штайль (De Stijl). Участники группы - Мондриан, Дусбург, Питер Ауд, Ритвелд - пропагандировали идеи рационализма. Спроектированные вдохновленные их идеями дома (например, архитектора Хендрика Берлаге) выглядели как пирамидальные композиции, сложенные из отдельных помещений в форме кубов. Последователи Де Штайль активно использовали цвет: дома красили в белый, красный, синий, желтый и черный.
Во Франции провозвестником нового течения стал Корбюзье, возможно, один из самых влиятельных архитекторов 20 века. Он видел город как сочетание отдельных элементов, его слагающих. При планировке города Корбюзье применял тот же метод, что и в решении композиции жилого дома: все его (города) сферы - транспорт, зоны приложения труда, общественные центры - были расположены с учетом рационального обслуживания человека.
Что касается советских архитекторов, их основной задачей было проектирование и строительство зданий принципиально нового типа: дома-коммуны, основанные на принципе обьединения индивидуального жилища и общественно-бытовых учреждений. Яркими примерами такого строительства являются студенческий дом-коммуна, построенный в 1929–1930х годах И.Николаевым, и дом-коммуна Наркомфина, построенный в 1928–1930х годах по проекту М.Гинзбурга.
Дом на набережной
Современные кварталы, которые строятся в пригороде, в парковой зоне или в непосредственной близости к водоёмам, отличаются спокойными цветами, плавными формами, не нарушающими общего пейзажа. Те, что проектируются для центральных или деловых районов городов, наоборот, характеризуются динамичными линиями, острыми углами, многоплановостью и яркими цветами. Важными факторами являются соответствие внешнего вида зданий общей атмосфере и духу района, ценностям и образу жизни людей, которые в них живут, возможности гармонично вписать дома в окружающую среду.
Необычные жилые кварталы - от начала 20 века до наших дней:
|
Квартал раздора, Барселона |
|
|
Ла Бока, Буэнос-Айрес |
|
|
Квартал Alfonso Altariba, Санта-Барбара |
|
|
Квартал Arakawa&Jeans, Токио |
|
|
Бо-Каап, Кейптаун |
|
|
Борнео, Споренбург |
|
|
Гуттен-Юг, Дутинхем |
|
|
ДжозиРоуз, Йоханнесбург |
|
|
Колтасари, Таллин |
|
|
"Блокированные дома", Дублин |
|
Комментарии
Подписаться