Гиперболический параболоид: новое слово в музейном строительстве
Гиперболический параболоид: новое слово в музейном строительстве
В Тель-Авиве на днях открылся новый корпус Музея современного искусства, построенный по проекту массачусетского бюро Preston Scott Cohen
Победу американцев в открытом конкурсе, состоявшемся еще в 2003 году, можно назвать счастливым случаем. Судите сами. На первом этапе в состязании приняли участие 77 (!) бюро, имеющих лицензию на проектированиев Израиле. Из массы концепций жюри выбрало четыре лучших, которым предстояло выдержать конкуренцию с пятью проектами приглашенных иностранных фирм. В итоге заказчики выбрали вариант, концептуально перекликающийся с решением главного здания музейного комплекса, возведенного в 1971 году по чертежам израильтянина Дана Эйтана (Dan Eytan). Тому удалось вплести в модернистский архитектурный сюжет ненавязчивые барочные мотивы.
В новом здании музея (оно располагается в самом центре Тель-Авива, рядом с Министерством юстиции, муниципальной библиотекой «Бейт Ариэла», Центром исполнительских искусств) общей площадью 18 500 кв.м разместятся галереи изобразительногои печатного искусства, графики и дизайна, а также центр обучения фотографии, библиотека, конференцзал, ресторан и офисные помещения. Постройка, состоящая из трех надземных и двух подземных этажей, опирается на треугольное основание площадью примерно 4, 5 тыс. кв.м.
По признанию авторов, они стремились уйти от остроугольной формы объема, приблизив ее к прямоугольной. Плоскости этажей расположены под разными углами относительно друг друга. Интеграционный элемент внутреннего пространства музея — спиралевидный атриум высотой более 26 м, названный Lightfall, то есть «Светопад». В основе его объемно-пространственной композиции лежит сложная фигура — гиперболический параболоид.
Атриум, сформированный скрученными плоскостями, пронзает все уровни постройки и помогает солнечному свету достигнуть подземных залов. Сообщение в вертикальной плоскости осуществляется при помощи сложной системы лестниц, эскалаторов и пешеходных рамп. Консольные выносы галерей образовывают внутренние балконы, выходящие на световой колодец.
Белый фасад музея представляет собой сборную конструкцию, которая состоит из 465 железобетонных панелей различной формы. Специалисты оценивают бюджет проекта в 45 млн. долл. США.
Комментарии
Подписаться