Хундертвассер родился в 1928 году в Вене в еврейской семье, и звали его без всяких затей – Фридрих Стовассер. Через 20 лет этот мальчик стал редчайшим и гигантским институтом идей абстракционизма. Творческая звезда его взошла в 1949 году, когда Фридрих Стовассер приехал в Париж и сменил имя. Части нового имени – Фриденсрайх Хундертвассер – значили «царство мира» и «сто вод». Хундертвассер в лучшем виде усвоил все открытия русского авангарда 1920-х годов. Символами его творчества – абстрактного, сюрреалистического и насыщенно-орнаментального, напитавшегося эстетикой Гауди, стали окна – как форма прорыва, способа взглянуть в иной мир, и спираль – как отображение скругленной бесконечной линии, показывающей вечное превращение форм жизни.
Вся жизнь Хундертвассера была такой же пестрой, насыщенной, нетрадиционной и яркой, как его сочные картины, раскрашенные самолеты, флаги и знамена, почтовые марки, «пряничные» дома, церкви, оздоровительные центры в Австрии, Германии, Японии, США и других странах. В 1970-х годах в Вене, придя на телевизионное шоу «Как нам обустроить город» голым и в клетчатой кепке, он призвал вернуться к матушке-природе, отказаться от прямых линий и использовать в строительстве только натуральные материалы. «Я хочу, чтобы меня звали волшебником растительности или чем-то в этом роде», – говорил он. Прямые линии и углы Хундертвассер считал причиной упадка, из-за которого человек никогда не достигнет гармонии. Дома с упорядоченными линиями фасадов он уподоблял концлагерю, считая, что каждое окно индивидуально и имеет право на свою жизнь.
Иностранцы, да и сами жители Вены до сих пор не могут прийти в себя от знаменитого «Дома Хундертвассера», построенного в стиле сказок братьев Гримм. В архитектуре семиэтажного дома почти нет прямых линий. Кривые полы и лестницы похожи на лесные тропы. Пространство округлено донельзя. С помощью осколков керамической плитки на внутренних стенах выложены стилизованные растения и животные, на крышах, балконах, террасах насыпана земля и посажены деревья, цветы и кустарники.
Когда я ехал посмотреть на этот знаменитый дом, я ровным счётом ничего не знал о Хундертвассере и не ожидал увидеть чего-то особенного, способного удивить меня после нескольких дней в Барселоне в окружении произведений Гауди. Потому ехал, зевая и смотря в совершенно другое окно автобуса. А потом повернул голову, и прямо над моей головой опрокинулась и вылилась на меня 200 литровая бочка коктейля из удивления и восхищения. Я так и бродил потом по внутреннему дворику и помещениям этого здания весь насквозь пропитанный этим коктейлем, и он громко чавкал у меня в башмаках.
Передать все эмоции, которые испытываешь в этом доме, не сможет ни одна фотография в мире, но не показать его я тоже не могу. Вот он!
А это ещё один восхитительный дом Хундертвассера в Магдебурге. Когда-нибудь я и до него доберусь.
А это сооружение называется Waldspirale (лесная спираль)
А это домик для Рональда Макдональда.
Вот так не традиционно Хундертвассер строил церкви. Это Barbarakirche.
А вот так выглядел сам творец.
Умер художник в 2000 году на борту корабля «Королева Елизавета II» в Тихом океане и был погребен в Новой Зеландии в «Саду счастливых мертвецов».
Комментарии
Подписаться