Давид Саркисян: Такие здания ломать нельзя, а воспроизведение — это чистый анекдот.
А.И. Комеч – «Гостиница «Москва» — лица не общее выражение»
… Будучи создана на рубеже перехода от конструктивизма к подавляющему сталинскому ампиру, она хранит рациональные и приветливые черты традиции 1920-х годов. Вероятно, они связаны с творчеством авторов основного проекта – Л.И. Савельева О.А. Стопрана. Выполненная А.В. Щусевым декорация фасадов была наложена на эти объемы, но не изменила их характер.
Есть еще одно счастливое обстоятельство. Тяготеющее к классической и ренессансной традиции творчество А.В. Щусева сформировалось не в атмосфере 1930-х годов, а в русле поисков неоклассицизма 1910-х годов. Высочайший профессионализм этой традиции стал залогом артистической интерпретации всех форм и деталей декорации, блестящих композиционных решений интерьеров. Авторское проектирование всех элементов соединилось с традицией высокого рукодельного ремесла, еще не угасшей в обезличенной атмосфере советского стройкомплекса. И чем больше разглядываешь детали этого здания и снаружи, и внутри, тем яснее понимаешь блестящее мастерство архитектора и строителей. При всем богатстве материалов и технологий современная архитектура практически никогда не достигает такой индивидуальности, образности и тонкости.
Гостиница «Москва» стала неотъемлемой частью Москвы, свидетелем трагических событий ее жизни и памятником надежд ее жителей. Только люди, которым не дорога история собственного народа, могут для чисто коммерческих целей ее разрушить. Мощь современного стройкомплекса тут же воздвигнет ее заново — и еще добавит неосуществленные части второй и третьей очередей, нарушив ансамбль соседних площадей. Мертвые плоскости евроремонта заменят исторический образ памятника, бесспорную индивидуальность и качество его архитектурных форм … далее
Комментарии
Подписаться