Недавно я был в гостях у своей уважаемой бабушки. Смотрел книги на полках и наткнулся на забавное название: «Будущее архитектуры». Достал, это оказалась книга Фрэнка Ллойда Райта изданая в СССР в 1960 году.
Книга представляет из себя сборник очерков Райта 30-х 40-х годов. Её кто-то подарил моему деду «на долгую память» ещё в 1961 г. Естественно, я взял её почитать! Интересно же каково оно будущее архитектуры. Пришли мы к этому будущему или нет.
В начале книги формальные 30 страниц критики западного пути архитектуры и её расхождения с решениями пленумов ЦК КПСС… пропускаю.. хотя на полях оставлены дедом балдёжные пометки типа «ха-ха-ха!», «с ума сойти!», «ну-ну!» и т.д.)))
Однако начав читать я наткунлся на потрясающие «заповеди» Райта адресованые молодым архитекторам! А именно нам с вами!!! Впринципе то же самое можно адресовать и дизайнерам и модельерам и всем другим творческим людям.
Непременно перепечатал и вот они собственно перед Вами.
1/ Забудьте обо всех архитектурах мира, если не понимаете того, что они были хороши в своём роде и в своё время.
2/ Пусть никто из вас не вступает в архитектуру ради того, чтобы зарабатывать себе на жизнь, если вы не любите архитектуру как живой принцип, если вы не любите её ради неё; готовьтесь быть верным ей, как матери, другу, самому себе.
3/ Берегитесь архитектурных школ во всём, кроме обучения инженерному делу.
4/ Идите на производство, где вы сможете видеть действия машин и механизмов, производящих современные здания, или работайте в практическом строительстве да тех пор, пока не сможете естественным образом перейти от строительства к проектированию.
5/ Немедленно начните вырабатывать в себе привычку задумываться «почему» по поводу всего, что вам нравится или не нравится.
6/ Не считайте ничего само собою разумеющимся прекрасным или безобразным, но каждое здание разбирайте по частям, придираясь к каждой чёрточке. Учитесь отличать любопытное от красивого.
7/ Приобретите привычку анализировать, со временем способность анализа даст возможность развиться способности синтеза, которая тоже станет привычкой разума.
8/ «Мыслите простыми категориями», как говаривал мой учитель, имея при этом в виду, что целое сводится к его частям и простейшим элементам на основе первоосновных принципов. Делайте так для того, чтобы идти от общего к частному, никогда их не путая, иначе запутаетесь сами.
9/ Отбросьте, как отраву, американскую идею «быстрой оборачиваемости». Начать практическую деятельность полуиспечённым – это значит продать своё врождённое право быть архитектором за чечевичную похлёбку или так и умереть, претендуя на то, чтобы быть архитектором.
10/ Не торопитесь заканчивать свою подготовку. По меньшей мере десять лет предварительной подготовки к архитектурной практике нужно тому архитектору, который хочет подняться выше среднего уровня в умении оценивать и в практической архитектурной деятельности.
11/ Затем уезжайте как можно дальше от своего дома, чтобы строить свои первые здания. Врач может похоронить свои ошибки, но архитектор может только посоветовать заказчику посадить вьющиеся растения.
12/ Считайте постройку курятника такой же хорошей для себя работой, как постройку собора. Величина проекта мало значит в искусстве, если отвлечься от финансовых вопросов. В действительный расчёт принимается выразительность. Выразительность может быть большой в малом или малой в большом.
Не следует всё в жизни ставить на коммерческую ногу и именно потому, что вам довелось жить в век машин. Например, архитектура сегодня шествует по улицам продажная, так как «получить работу» стало первым принципом архитектуры. В архитектуре работа должна искать человека, а не человек работу. В искусстве работа и человек – напарники; ни один из них не может быть куплен или продан другим.
А пока что, поскольку то, о чём мы говорили, является высшим и прекраснейшим родом интегральности, держите свой собственный идеал честности так высоко, чтобы самым важным в жизни помыслом вашего честолюбия было называть себя честным человеком и смотреть самому себе прямо в глаза. Держите свой идеал честности так высоко, чтобы вы сами не смогли его достичь.
Ф. Л. Райт "Будущее архитектуры"
Государственное издательство
литературы по строительству,
архитектуре и строительным материалам.
Москва – 1960 г.
Комментарии
Подписаться