Эдуард Моро – директор и со-владелец Technopolitan Studio. Ведущий градостроитель агентства Dar Al-Handasah, которое занимается разработками на территории Ближнего Востока и Северной Африки, проектированием городов в Бейруте, Катаре и Арабских Эмиратах. В 2008 году Эдуард и его коллега Дэниэл Хорнер открыли на базе Архитектурной школы Barlett творческую студию Technopolitan. Цель создания студии – использование достижений технического прогресса для улучшения инфраструктуры городов и повышения качества жизни в современных мегаполисах. Эдуард Моро принял участие в качестве эксперта в сессии "Промзона 2.0: новая жизнь индустриального прошлого", которая проводилась Британским Советом совместно с Дизайн-заводом "Флакон" и проектом "Теории и Практики".
Эдуард, это правда, что вы спроектировали целый город в Дубае?
Да, это так. Я занимаюсь дизайном, развитием городской среды. Эта работа подразумевает нечто другое, чем дизайн зданий – мы проектируем целые районы, города. Наша работа направлена на создание городских пространств, которые бы отвечали интересам сообщества или позволяли создавать новые сообщества. Масштаб проектов – от маленького общественного пространства до целого города. Город в Дубае один из таких проектов.
Каковы стадии развития проекта? Сколько времени в среднем занимает его подготовка?
Зависит, конечно, от проекта. Если говорить о долгосрочном проекте – о части города или о целом городе – обычно это занимает от 6 месяцев до 2 лет. Мы очень плотно сотрудничаем либо с частными инвесторами, либо с городскими властями. Работаем с ними, чтобы понять, каковы потребности, нужды конкретного места и чтобы создать удачный рецепт, какие ингредиенты и в каком количестве нам нужно использовать в этом проекте.
На самом деле, наша индустрия в последние 5-10 лет испытывает большие перемены: появились новые технологии, новые виды коммуникации – мы даже общаться между собой по-другому стали. Вот взять хотя бы это место – «Флакон» (прим. – Дизайн-завод «Флакон», на территории которого прошла сессия «Промзона 2.0»). Молодые люди, которые здесь работают или просто пришли на мероприятие, – всегда на связи, работают на своих ноутбуках, пользуются айфонами и т.д. Они – представители нового поколения. Я как раз заинтересован в таких местах, как «Флакон». У них есть потенциал стать пространствами для совместной работы, местом встречи людей разных творческих профессий – художников, дизайнеров и т.д.
Так вот, в своей работе мы стараемся учитывать все эти новые технологии, понять их влияние, как адаптировать к ним город.
Сколько нужно людей, чтобы осуществить такой проект?
Мы работаем с инженерами, архитекторами, ландшафтными дизайнерами и т.д. Если мы говорим о городском планировании, то в одном проекте могут пересекаться иногда до 30 разных профессий. На самом деле, городской дизайн является своеобразным средоточием всех этих профессий.
Сейчас мы работаем над проектом временного павильона на территории Гайд-парка в Лондоне. Это место работы для независимых профессионалов – тех, которые постоянно перемещаются. Для проектирования такого проекта достаточно 1-2 человека.
Есть ли проекты, которые вы считаете наиболее успешными?
Они такие разные… Каждый отличается от другого. Не могу ничего предпочесть.
Тот, которым занимаюсь сейчас (я его уже упоминал) – проект в Гайд-парке – пространство для совместной работы большого числа людей. Другой мой проект в Катаре, в Дохе, там мы интегрировали новые коммуникационные технологии на улицы города.
Еще один текущий проект – в Нигерии. Тоже коммуникации: как соединить несколько несвязанных между собой деревень в одну сеть – чтобы облегчить доставку в них чего-либо – продовольствия или воды. Создание инфраструктуры – чтобы эти процессы происходили не точечно, а централизованно.
Или, например, проект в Каире. Социальное поселение для людей с очень низким достатком. Идея не только в том, чтобы это социальное жилье построить, а чтобы построить его с использованием новых, гибких, мобильных материалов. Эта новая архитектурная технология позволяет физически увеличивать объем здания – по мере необходимости. Семья растет – дом растет.
И, наверное, самый сумасшедших проект – в Дубае – это проект города на 160 тысяч жителей. В частности, там будет использоваться одна новейшая технология –автоматическое такси. Такие маленькие автомобильчики без водителя. Они называются ultra. Такие есть в аэропорту Хитроу – перемещают от одного терминала к другому. Просто вводишь адрес того места, куда тебе нужно, и оно тебя везет.
Сейчас мы думаем, как встроить эти автоматические системы передвижения в городскую среду, как их использовать. Это долгосрочный проект на 20-30 лет.
Каковы ваши представления об идеальном городе?
Очень часто городские дизайнеры смотрят на город как бы с высоты или как будто играют в видеоигру. Успешный город – тот, который успевает адаптироваться к социальным изменениям, новым технологиям, новым типам бизнеса, индустрии. Любой город развивается, переживает подъемы и спады.
Существует ли реальный город, близкий к вашим идеальным представлениям?
Каждый город по-своему уникален, имеет свой характер. Вы знаете, в 60-х была такая идея у архитекторов всего мира, представление о том, что можно построить идеальный город. Это течение называлось модернизм. Идея провалилась, потому что была идеалистичной. Есть города, которые я люблю, которые связаны с моим личным опытом, но это лишь моя субъективная точка зрения.
Например?
Париж… Потому что я в нем родился. Звучит как проявление национализма. Но вы же понимаете, как городской дизайнер, я не могу утверждать, что этот город идеальный. Нельзя его переместить, например, сюда. Это не сработает.
Как ваши идеальные представления реализуются в тех коммерческих проектах, которыми вы занимаетесь?
Хороший вопрос, потому что мы всегда ограничены рамками проекта. Всегда имеет место дискуссия о том, как сделать деньги, но при этом учесть потребности населения. Градостроительный проект – это всегда диалог и компромисс.
Комментарии
Подписаться