С 23 по 25 октября 2009 года на территории Дизайн-завода «Флакон» состоялась сессия «Промзона 2.0: новая жизнь индустриального прошлого». Мероприятие прошло в рамках международной программы Creative Cities. Организаторами сессии выступили: Британский Совет и Дизайн–завод «Флакон», при поддержке проекта «Теории и практики». Основная задача сессии: обсуждение перспектив развития творческих индустрий в России с использованием индустриальных пространств, бывших заводов и фабрик, и создания на их основе современных творческих проектов.
Одним из центральных событий сессии стала Игра–исследование «Город Будущего». В процессе Игры пять команд разрабатывали свои идеи по развитию инфраструктуры московского района Бутырский и Дизайн–завода «Флакон» как его нового культурного центра. При разработки проектов важно было учитывать интересы жителей района, деловых и общественных организаций и районной администрации.
В сессии приняли участие российские и европейские профессионалы, работающие в сферах градоустройства, дизайна и коммуникаций. Среди них - Тоби Хайам, генеральный директор компании Creative Space Management, которая с 2005 года занимается инновационными разработками в области творческой и интеллектуальной индустрии на территории Великобритании.
Тоби, вы руководите компанией, в названии которой — словосочетание «управление творческим пространством». Как выглядит такое пространство?
Это как раз моя работа – создавать творческие пространства для компаний или городских районов. Мы работаем с девелоперами и инвесторами, помогаем им принимать бизнес-решения. Придумываем новые места обитания для энергичных молодых компаний, которые работают в творческой или социальной индустрии. Процесс работы подразумевает создание бизнес–плана для владельцев пространств, ведь нужно доказать, что именно такое пространство подойдет именно этому проекту.
Пример, который сразу пришел в голову: создание подобного пространства в Шеффилде на Севере Англии — мы хотели включить элемент искусства в офисное пространство. Установили вместо лестницы конструкцию в виде спирали, тоннеля для скоростного спуска — называется хельтер-скельтер. Сотрудники могут пользоваться им в течение дня, время спуска с третьего этажа на первый составляет семь секунд. Это такое захватывающее путешествие во время обычного офисного дня. Пока ты спускаешься, можешь обозревать все вокруг, видишь офис, разные его зоны, они как на ладони. Вот такая инсталляция.
В Москве есть Музей Маяковского, экспозицию которого, по замыслу авторов, нужно просматривать, спускаясь сверху вниз.
Да–да, я был в музее Маяковского. Идея похожа, только у нас — воплощение 21 века — создавали не музейное пространство, а рабочую зону. Этот дизайн отражает риск и возбуждение, свойственные бизнесу, это дополнительный выплеск энергии, поэтому такой «спуск», в основном, используют молодые люди. Замечу, обычные лестницы в здании сохранены.
Если, например, организация занимается «трудными» детьми, то хельтер–скельтер является и неким социальным элементом — когда по нему спускаются дети, они как бы становятся вовлеченными в это сообщество.
И все же, как человек, который работает с творческими пространствами, интегрирует их в свою жизнь?
Возможно, это часть моей жизни. Но я разделяю жизнь и работу. Все-таки я работаю с большими пространствами, зданиями, четкими структурами, имею дело с финансами.
Дома нет такого большого пространства, чтобы развернуться. Но я люблю перемещаться, бываю в разных городах — это делает пространство вокруг меня творческим. Это другое, конечно, но что-то общее все-таки есть.
Как стать экспертом по творческим городам?
Я думаю, нужно много путешествовать, проводить время в городах, общаться с представителями бизнеса, художниками, дизайнерами. Понять динамику и атмосферу конкретного места. Это единственный способ… Я не эксперт, я просто нахожусь в этом пространстве и понимаю его внутреннюю жизнь.
Есть ли проект, который вы считаете наиболее успешным, любимым?
Подобно художнику или писателю, скажу: самый любимый проект — это тот, над которым работаешь в настоящий момент, тот, который еще не закончен. В данный момент — это проект на Севере Англии, в здании бывшей фабрики — примерно такой же, как Дизайн–завод «Флакон». Мы хотим преобразовать его в пространство для местного сообщества, где люди могли бы работать, общаться, отдыхать, есть. Пространства для жизни и для работы объединяются. Там будет такая специальная кофейная зона, на подобие Coffee Bean, ведь кофе — один из наиболее известных двигателей рабочего процесса. Небольшая пивоварня — можно будет посмотреть на производство пива и приобрести его. Маленькая бесплатная библиотека, где люди смогут брать книги и уединяться для чтения. Будет общественная кухня и клуб кулинаров, где люди смогут собраться вместе и готовить в удовольствие. Это особенно важно, потому что очень много одиноких людей, а так они будут знать, что раз в неделю им есть, где собраться для общения.
Все эти элементы по отдельности ничего уникального не представляют, но вместе они — нечто необычное. Это отличает проект от других подобных мест в Англии.
Вы описываете место, в котором хочется остаться жить.
Опасно замыкаться на чем–то одном, не стоит терять связь с городом. Инфраструктура этого места должна помогать социализироваться. Человек возвращается из внешнего мира в это пространство, а там что–то происходит, люди, которые там находятся — включены в инфраструктуру этого места. Это место, куда люди хотят приходить, где безопасно и интересно.
Допустим, в городе или районе нет подобных пространств. Как быть?
Вопрос сложный, социологический. Я так думаю, что в любом сообществе люди нуждаются во взаимодействии, вне зависимости от разницы в социальном положении или политических взглядов. Не важно, от чего произошло разобщение, с этим можно работать. Не стоит думать, что это не применимо к российской действительности. На самом деле, все города похожи — все мы ощущаем разобщенность и давление большого города.
Мое предложение: иногда достаточно начать со своего подъезда или лестничной площадки. Знаете ли вы своих соседей? Если нет — исправьте это! Организуйте что–нибудь совместное. Хорошо в этом деле то, что когда люди знакомятся, это дает ощущение безопасности. Взломать изоляцию можно, если хотя бы двое людей захотят это сделать! И если эти двое проявят энтузиазм и сноровку, они смогут привлечь внимание большинства. Можно что–то организовать летом во дворе — приготовить еду, пригласить пенсионеров. Так и возникают связи между людьми. В Европе или Великобритании это такой же сложный процесс. Он занимает не год и не два. Индустриализация разделяет людей, даже соседей.
Речь идет о том, чтобы просто начать общаться друг с другом. Если одна многоэтажка это сделает, то и другие дома заинтересуются, а постепенно и весь район.
Каждый проект всегда связан с чем–то новым. Где вы черпаете вдохновение для поиска идей?
Вдохновение появляется от каждого нового места. У каждого района, города — своя уникальность. Нужно изучить это место, понять, какие есть преимущества, какова специфика. И убедиться, что то, что ты придумываешь, подходит именно ему.
Новый проект будет успешным только в том случае, если он основан на том, что есть. Нельзя ограничиться насаждением системы извне. Именно поэтому Дубай, на мой взгляд, неуспешный проект. Сам проект не имеет ничего общего с местом. Поэтому у него сейчас столько проблем. Понимаю, люди вложили много денег, но это не мой путь. Мой путь — создание места для жизни. Со стопроцентной уверенностью могу сказать, что предпочел бы жить в Москве, а не в Дубае.
Комментарии
Подписаться