ИСКУССТВО - ЭТО СЕКС (В РАМКАХ ПЕРФОМАНСА)
В Московском музее современного искусства состоялось открытие выставки в рамках Биенале молодого искусства «Стой. Кто идет?!». Проект с провокационным названием «Ложка камасутры» планировался за долгое время куратором Андреем Бартеневым:
«Этой выставкой стало наше высказывание на тему секса. Название «Ложка камасутры», как ложка дегтя в бочке социальной респектабельности. Центром любого проекта является название. Так как я очень много читаю поэзии и сам люблю отдаться этому жанру и сочинить какой-нибудь плоский каламбур, то и здесь появилось это словосочетание. И в моем сознании и в сознании тех, кто слышал эту фразу, сразу же возникало представление, что как могут столовые ложки заниматься сексом. И этим уже был задан тот игровой момент, та легкость и наличие шуток, которые вы увидите в этом получившимся диалоге»
Бартенев старается участвовать в разных проектах музея, как член жюри, куратор, художник или просто, как гость. Результатом сотрудничества стали ежегодный фестиваль иллюстраций «Институт улыбки», выставка «Люби кутюр»…
«Два года назад, когда проходила Первая международная Биенале молодого искусства я сделал выставку, которая называется «Сувениры Н.Л.О/Oslokino U.F.O». Была посвящена нашей сувенирной промышленности, связанная с инопланетянами, причем не только российская промышленность: балалайки, матрешки, но связана с мировой индустрией производства сувениров. Многие мои студенты, которые участвовали в этой выставке попали со своими работами в музейные коллекции и привлекли внимание правильных галеристов» – говорит Андрей Бартенев.
Теперь студенты «Норвежской театральной академии» с разных факультетов и участники свободных мастер-классов Андрея Бартенева, которые он проводил в Америке, участвуют в Биенале «Стой. Кто идет?!» - 2010.
Начнем с конца. Там в разгаре нескромные танцы Дарьи Чи. На плазменной панели она «вся голая» подчинена звукам аргентинского танго. По замыслу, посетители должны следить не отрываясь за тем, как двигаются мышцы героини этого перфоманса, ведь перед их глазами «биологическая скульптура», повествующая о красоте тела и энергии.
Charles Chemin занимается искусством перфоманса уже около двадцати лет и на этой выставке представит совсем свежий «PIGPIGPIG»: «Это скорее информация о нас, о том послании о том сообщении, которое мы хотим передать друг другу и сами себе. И люди вовлечены как вторичные персонажи, главное это сообщение. Это будет шокирующий перфоманс, но мы не хотим шокировать, это не цель, просто мы – то что мы делаем».
И огромными шагами переходим к началу. Здесь тоже перфоманс и тоже с применением обнаженного тела. Данила Поляков, скрыв причинные места горкой попкорна самовыражается под названием «Священный попкорн». В этом зале посетители получили сполна хлеба и зрелищ. Поляков отвечал за зрелище, а художница Nora Jacobs за хлеб в виде попкорна, который в ее грезах благодаря первой части слова, выступает, как символ популярности, а секс популярен и вездесущ, отсюда следует, что поп-корн – это секс, а секс- это попкорн.
В работах фотографа Florian Graf также можно растеряться как перед ангелом на каблуках в попкорне. Это фотомонтаж или редкие кадры на которых он убил человека?? Оказывается то, что изображено, фотограф сделал сам. Вот так, сначала, изменит интерьер, добавит что-нибудь свое, создаст полностью свою картинку, а потом сфотографирует: «Я никогда не живу на одном месте, все время переезжаю. И всегда добавляю что-то новое, что-то свое в то место, где сделал фотографию. Мои работы это призыв – менять видение, меняться, менять свои мысли и деятельность. Кредо моей жизни»
«Когда человек говорит открыто о своих сексуальных пристрастиях, он точит себя. Он между собой и обществом создает дистанцию. И это может сделать только очень смелый человек. И иметь эту смелость, это очень большой подвиг в государстве, где существует тоталитарность традиции. Государство и общество, например, утверждает ценности семьи и говорит, что вот должно быть так и не иначе, но на самом-то деле может быть по-разному» – разъясняет нам ситуацию Андрей Бартенев.
Художница Инна Небелюк на огромном ярком полотне воплотила свое видение того, как «может быть»: «Идея моей работы в том, что быть двуполыми это не так важно, что в последующем важно собрать и совместить лучшее от двух полов. И быть единым. Единой сущностью. Это гендерная эволюция. Мужчиной и женщиной в будущем быть просто недостаточно» – считает Инна.
Идея проникновения полов друг в друга есть и в работе из латекса одной из финалисток премии Кандинского 2009 года, Саши Фроловой. В сознании зрителя эти две огромные скульптуры, одна прикрепленная к потолку, другая к полу должны взаимопроникать друг в друга, символизируя мужское и женское начала, которые в едином слиянии создают общую структуру: «Эти скульптуры что-то типа машины для концентрации сексуальной энергии приведенной в творческую энергию. Сексуальную энергию можно не просто разбрасывать, а относится к этому как к высшему процессу и как к энергии, которая творит, это энергия творения. Она может творить, как все вокруг себя, так и творить человека, высшую форму творения».
Ну как понять этих современных художников? Хотя, видимо и не надо стараться. Огромные мужское и женское начала выглядят внушительно и действуют эмоционально-ободряюще. После витиеватых посылов с латинской терминологией художница признается, что цель ее творчества – эмоционально обогатить, поразить и освежить чувства зрителя. Для этого ей нужны латекс и масштабные площадки.
Вот художники Jakob Oredsson и Patrick K.-H. тоже думают о том, как на людях отразится их творчество. Jakob Oredsson стремиться к тому, чтобы через его работы люди достигали «околосовершенной красоты, совершенного соединения вещей». Ну просто космос какой-то: «Данная работа – это отображение того, что такое секс в космосе. Это все об изучении, о взгляде, о том, как люди смотрят».
А Patrick K.-H. ради долгого полета воображения зрителя отразил взгляд на сексуальную сферу в жизни человека, как бесконечно двигающиеся, переходящие друг друга человеческие изображения в эротических позах: «У меня есть серия под названием «Long pictures», там ни разу не было такой конкретики, была только абстракция. Я ни в одной своей работе никогда не делаю так, что все закончено. Мне хочется больше давать простора, чтобы посетители могли что-то додумать и увидеть свое».
Автор: Валерия Валерия Гайдина
Комментарии
Подписаться