Views Comments Previous Next Search

It's happening: 10 фактов о «Флюксусе»

1116098
НаписалOlga Danilkina19 октября 2010
1116098

It's happening: 10 фактов о «Флюксусе». Изображение № 1.

Джордж Мачунес, Дик Хиггинс, Вольф Фостел, Бенжамин Паттерсон, Эммет Уильямс на Международном фестивале новой музыки «Флюксус» (Висбаден, Германия, 1962)

1. Журнал

Все началось с журнала, под обложкой которого в начале 1960-х литовский архитектор и дизайнер Джордж Мачунес решил объединить творчество художников с похожими идеями. Эта мобильная выставочная площадка была названа «fluxus» (лат. «поток», «изменение»), потому что издание не имело жесткой формы или сроков выхода и должно было постоянно меняться. Денег на журнал не хватало, и для сбора средств Мачунес организовал фестиваль с участием всех приглашенных к работе творческих персонажей. После первого же мероприятия, состоявшегося в Германии в 1962 году, про журнал забыли, а уже просто «Флюксус» звали в Великобританию, Францию, Данию, на их выставки художники разных стран, но схожей эстетики присылали свои работы.

2. Перформанс

Одной из первых и основных форм для «Флюксуса» стало живое выступление, перформанс – самое эфемерное из искусств, которое максимально уходит от коммерции, рождается и умирает на глазах у публики. Чаще это были спонтанные абсрудистские действия, шокирующие зрителя, пытающиеся изменить его привычный взгляд на мир. К примеру, в «Октете духовых инструментов» Джорджа Брехта две группы людей садились друг напротив друга, между ними была помещена емкость с водой и плавающей детской игрушкой-корабликом. Их задачей было при помощи воздушных потоков пригнать игрушку к бортику противоположной команды, желательно, создавая при этом не вольный набор звуков, а мелодию (1964 г).

3. Fluxus Box

Вторым типичным произведением считают «fluxus box» (или fluxbox, fluxkit): набор вещей, готовых предметов из недорогих материалов, сложенных в специальную коробку. Объекты массового производства из дешевых материалов противопоставлялись штучным произведениям, которые ценились на рынке своей эксклюзивностью. 

4. Зрители

Идея обязательного участия зрителя стала закономерным следствием подвижности границ и отсутствия четких иерархий. Ряд выступлений «Флюксуса» просто не могли состояться без публики, хотя иногда эксперименты художника носили весьма садистский характер. По идее Бэна Вотье в зрителей кидались со сцены мокрыми предметами (1962 г); после третьего звонка не поднимали занавес вовсе или лишь в конце происходящего за ним представления – для аплодисментов (1963 г); увозили в темный лес ночью и оставляли искать путь до автобуса самим. В интервью 1977 года Джордж Мачунес рассказывал об идее предложить зрителям на бегу выпить бутылку водки, но от нее пришлось отказаться, так как подобные эксперименты могли попросту привести к сердечному приступу. 

5. Хулиганство

Бутафория, хулиганство и веселый вандализм «Флюксуса» были издевательством над жесткими рамками искусства современности. К примеру, Нам Джун Пайк разрушал пианино, попросту опрокидывая его множество раз, аллегорически желая уничтожить всю стереотипию современного искусства; в видео-работе «Ягодицы» (1967) Йоко Оно демонстрировала задницы 365 волонтеров. Несерьезность позволяла менять все местами, а это в свою очередь давало широкое поле для новой роли художника как экспериментатора.

6. Участники

В «Флюксусе» так или иначе отметились ключевые имена искусства второй половины XX века: Йозеф Бойс, Нам Джун Пайк, Йоко Оно, Вольф Фостел. При этом к движению стоит относить не все творчество коснувшихся его художников, а конкретные произведения, выполненные в особой эстетике. 


It's happening: 10 фактов о «Флюксусе». Изображение № 2.

1. Джордж Мачунес «Свежие дары с Востока», 1964 2. Джордж Брехт «Игры и Паззлы», 1965 3. Роберт Уэттс «Отпечаток», 1965 4. Бэн Вотье «Набор самоубийцы Флюксус», 1967 5. Милан Книжак «Мечты Флюксус», 1969 6. Йоко Оно, 1971 7. Роберт Уэттс «Световой набор Флюксус»,1972


7. Партитуры

«Каждый человек – художник» — этой короткой фразой Йозефа Бойса описывается еще один базовый принцип Флюксус, который заключается в том, что критерии искусства определяются его создателем, а в работе важна сама идея, а не автор. Уникальным воплощением произведений стали так называемые «партитуры» (scores) – универсальное текстовое описание действий, которые могут быть осуществлены кем и угодно и останутся искусством. Часто партитуры писались одними художниками для других, или вовсе оставались неосуществленным проектом.

It's happening: 10 фактов о «Флюксусе». Изображение № 9.


8. Важность идеи

Идея важнее своего воплощения, поэтому и воспроизводимость и эфемерность работ не портят искусства по мысли «Флюксуса». Не важно, как искусство сделано, из чего и кем, важно то, что оно в себе несет на уровне смысла. Чем проще удается донести идею, тем вернее выбранный способ выражения. Не стоит и говорить о том, что современный арт-рынок мало себе представлял, как такое продавать.

9. Искусство и жизнь

Стирание границ между искусством и жизнью – последний бастион революции, которую устроил «Флюксус». Их внимание обратилось к повседневным вещам, которые следовало теперь отделять от практического контекста: обычные чашки могли оказаться красивее любого другого арт-объекта, а городской шум – любой созданной человеком музыки.


It's happening: 10 фактов о «Флюксусе». Изображение № 13.

1. Каталог 1970-1971 2. Джоффри Хэндрикс «Американские безопасные спички», 1973 3. Джордж Брехт «Это предложение невесомо», 196? 4. Кэн Фридман «Поэма», 1972


It's happening: 10 фактов о «Флюксусе». Изображение № 14.

Дик Хиггинс «Опасная музыка №2»  на Международном фестивале новой музыки Флюксус (Висбаден, Германия, 1962)


It's happening: 10 фактов о «Флюксусе». Изображение № 15.

Нам Джун Пайк: 1. «Магнитное ТВ», 1965 2. «26' 1499'» Джона Кейджа совместно с Шарлотт Мурман, 1965 3. Без названия, 1968 4. Видео «Электронная йога», 1966-1972 5. «ТВ-Будда», 1974 6. «ТВ-пирамида», 1982


10. Настоящее

На официальном сайте можно найти информацию о современной деятельности группы, хотя «Флюксус» известен, прежде всего, своим искусством 1960-1970 годов. Эстетика абсурда оказалась весьма быстро исчерпаема, и с середины 1980-х вместо создания новых работ следующее поколение все чаще и чаще производит повторы. Символичной можно считать видеоработу Питера Кеннеди, в которой художник, включив запись, методично приклеивает к глазку камеры один за одним куски скотча: изображение художника постепенно мутнеет, а в конце и вовсе растворяется, превращаясь в часть фона.

Выставка проходит в Мультимедиа арт музее до 28 ноября

Рассказать друзьям
11 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются