После позавчерашнего закрытого показа в Лондоне открылась для всеобщего доступа восьмая по счету арт-ярмарка Frieze Art Fair. Посещение такой ярмарки никак нельзя сравнить с походом в музей — более 2 тысяч работ, представленных полутора тысячами авторов, прогноз посещаемости — 60 тысяч человек.
Уже на закрытом показе была продана первая и самая дорогая работа. Дэмиэн Херст ушел к анонимному покупателю за 3,5 миллиона фунтов: огромный шкаф в три секции, наполненный формальдегидными скелетиками рыб, работа 2006 года.
Размер, как оказалось, имеет значение. В этом году галеристы отдают предпочтение работам большего формата. Другая тенденция — настенные скульптуры. Например, «Butterfly» Даниеля Фирмана, представленная в самом выгодном свете французской галереей Perrotine, не побоявшейся сделать акцент на малоизвестном художнике.
Уголок галереи Stephen Friedman полностью оккупировал Дэвид Шригли. Популярный шотландец раздавал автографы и делал временные татуировки всем желающим. Работая в самых разных техниках, Шрингли известен своими мультфильмами и отличным чувством юмора. Чучело песика с табличкой «Я мертвый» вызывало восторг и умиление публики.
Фотография давно занимает особую нишу на рынке современного искусства. На Frieze наличествовал полный спектр фотохудожников разных времен и направлений. Патти Смит завораживающе смотрит с черно белого снимка Роберта Мэпплторпа, давно ставшего классикой. Очередной автопортрет провокационной англичанки Джиллиан Веринг датирован этим годом. На этот раз Джиллиан — Энди Уорхолл. В этом автопортрете собраны сразу два портрета Уорхолла: Кристофера Макоса (на нем художник предстал в образе женщины) и Ричарда Аведона (он был сделан сразу после покушения и демонстрирует шрамы).
Модный Райан Макгинли представлен сразу несколькими галереями — цены на его работы колеблются от 30 до 50 тысяч евро, в той же ценовой категории снимки фотографа Дэвида ЛаШапеля. А вот фотоснимки Джефа Уолла и Андреаса Гурского стартуют от полумиллиона.
Есть и соотечественники. Несколько работ Павла Пепперштейна, которые не так давно можно было увидеть в том же Лондоне на выставке «Из Мордора с любовью», расположены на стенде галереи Риджина, там же — работы Серегея Браткова и Стаса Волясловского. Россию также представляет галерея XL, которая разместилась в противоположном конце помещения. У них можно увидеть работы Игоря Мухина и Ирины Кориной.
На этом соотечественники не заканчиваются. Отойдя на несколько метров от стенда XL, можно обнаружить работы русской художницы Анны Паркиной, представленные лондонской галереей Wilkinson. Ритмичные коллажи на тему городской жизни и поп-культуры привлекли к себе внимание еще на Веницианской Биеннале.
Посетители Frieze — народ самый разношерстный, некоторых можно даже перепутать с экспонатами. Кстати, женщину в розовом зовут Александра Флай, польская художница часто эпатирует публику своими нарядами.
А вот эта девушка не посетитель — она экспонат, а точнее часть инсталляции испанского художника Сантьяго Сьерра. Работа 2003 года впервые была показана на Frieze-2010.
«Опыт как искусство» — под таким лозунгом Гэвин Турк раздавал сертификаты всем желающим покататься на его «арт-велосипедах». Прокатившись несколько кругов по Риджентс-парку, можно было стать участником арт-проекта.
Свидетели закрытого показа поговаривают, что Клаудия Шиффер присмотрела себе работу Роя Этриджа «Thanksgiving». Была ли совершена покупка — об этом пресса умалчивает.
День завершился лекцией Вольфганга Тильманса. Обладатель премии Тренера 2000 года представил ретроспективное слайд-шоу своих работ с конца 80-х годов до проектов, которые предстанут перед публикой в самом ближайшем будущем. Впервые приехав в Англию в 83-м году, Вольфганг стал снимать андерграунд Великобритании, превратив документальную фотографию в искусство.
Текст и фотографии: Анастасия Иванова
Комментарии
Подписаться