Многие из нас помнят диафильм. В памяти ещё живы те времена: диапроектор, баночки с плёнкой, экран (в качестве которого часто использовалась белая простыня), тёмная комната... – начинается просмотр.
Казалось бы, кинематограф должен был вытеснить диафильм из жизни людей, но этого не произошло. И только с наступлением цифровой эпохи диафильм, (как и всё то, что было на плёнке), ушёл в прошлое и остался увлечением немногих.
Большая Советская Энциклопедия: Диафильм – короткометражный фильм, составленный из ряда позитивных изображений, объединенных общей тематикой или (реже) тематически не связанных друг с другом.
Диапозитивный фильм основан на смене статичных кадров (в отличие от кинематографа). Его кадр ближе к станковой живописи или графике, поэтому некоторые художники и относят диафильм к изобразительному искусству. В кадре диафильма присутствует движение, экспрессия, как в любом произведении изобразительного искусства. При этом остро стоит вопрос перехода от кадра к кадру, их сцепления и сочетания, а также проблема соответствия текста изображению.
Любопытно отметить, что диафильм появился намного раньше кинематографа и даже фотографии. Самые ранние устройства, волшебные фонари, конструктивные принципы которых существенно не отличались от диапроекторов XX века, относятся к первой половине XVI столетия.
К концу XIX века диафильм уже занял прочное место в жизни людей. Диапозитивы выпускались как на плёнке, так и на стекле. Устраивались массовые показы, в основном, в просветительских, реже, в развлекательных целях. В дореволюционной России были диафильмы по естествознанию, географии, большинство «туманных картин» посвящалось истории Русского государства («25-летие царствования императора Александра II», «Св. Кирилл и Мефодий»), были также инсценировки литературных произведений («Ледяной дом», «Маскарад»). Показ картин сопровождался чтением вслух брошюры, прилагавшейся к каждой картине.
Одним из первых советских диапроекторов был агрегат под названием «ИЗБАЧ», сконструированный сотрудником Главполитпросвета П. Мершиным. Встроенная динамо-машина и реостат давали возможность использовать его там, где не было электричества.
В 1930 г. была основана студия "ДИАФИЛЬМ". Вначале выпускались диапозитивные плёночные серии по вопросам сельского хозяйства, и главным образом по вопросам "социалистического преобразования деревни". В 1934 г. были изготовлены первые диафильмы для детей: "Багаж" и "Пожар" (по С. Маршаку), "Девочка-ревушка" (по А. Барто) и ряд других. Позже появились диафильмы по кинолентам ("Новый Гуливер" 1940 г., "Броненосец "Потемкин", "Летят журавли" и проч.). По-прежнему в ходу были специализированные диафильмы, демонстрируемые в целях пропаганды и просвещения. Наряду с черно-белыми, стали выпускать и цветные плёнки, а в 1958 г. в СССР на выставке, посвященной Дню кино, были представлены первые звуковые диафильмы.
В судии «ДИАФИЛЬМ» работали в качестве авторов и консультантов многие известные писатели: А. Толстой, Л. Кассиль, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, В. Бианки и прочие. В создании диафильмов участвовали художники: Е. Евган, Кукрыниксы, В. Сутеев, К. Ротов, В. Радлов, А. Брей и другие.
Советской студией было выпущено множество диафильмов на английском, французском, арабском, испанском, немецком и других языках. Диафильмы зарубежного производства имели ряд отличий от советских: почти нигде не применялись субтитры, обычно текст был изложен на прилагаемой брошюре; основное место за рубежом занимали цветные плёнки, черно-белые выпускались в весьма ограниченном количестве.
В настоящее время некоторые диафильмы оцифрованы, они доступны для просмотра в Интеренете, выпускаются диафильм-книги, а также есть видео, где постепенная прокрутка кадров сопровождается чтением текста.
Источники:
БСЭ
Кузнецов С., Топорков Н. Советский диафильм. – М.: Искусство, 1962. – 180 с.
Иллюстрации, диафильмы, диапроекторы, полезная информация:
http://www.my-ussr.ru/sovetskie-diafilmy.html
Диафильм "НАТО - угроза миру!"
Комментарии
Подписаться