Красота тела в физическом упражнении завораживает художников на протяжении тысячелетий. Вспоминаются древнегреческая скульптура и вазопись, воспевающая героев древних соревнований, росписи в индийских храмах с изображениями танцующих, жанровые спортивные сценки 19-го века и пропагандирующие крепость духа живописные атлеты советского и американского происхождения.
Художник и йог Алексей Сергиенко создал серию картин на тему древнего индийского искусства тела. Серия состоит из 20 работ, посвящённых эстетике йоги. Современными живописными средствами художник раскрыл суть асаны. Поза – это кульминация йоги, средоточение и концентрация силы. Её красота и физическая целесообразность оттачивалась тысячелетиями. В ней заключается как упражнение, так и результат. При верном выполнении асаны происходит максимально правильное распределение энергии.
В энергетике и эстетике поз Сергиенко нашёл ключ к построению картин. Все работы из этой серии отличают чёткие и правильные композиции. Художник трансформировал сбалансированное распределение сил асан в устойчивые и уравновешенные композиции на своих картинах.
Работы воспринимаются как рентген силовых потоков, энергетических зон, для чего художник использует яркую чистую палитру. Цвета применяются им в выразительных, часто в контрастных сочетаниях. Цвет становится и важной составляющей композиционного построения полотна, ведь эти картины - цветовые обобщения, колористические схемы. Здесь вспоминается опыт направлений живописи, в которых цвет играл такую же важную роль: фовизм, абстракционизм, поп-арт. Кажется, что формы Сергиенко строит исключительно цветом, но формообразование здесь гораздо более сложное. Сначала художника сфотографировали во время тренировок, потом эти фотографии были обработаны в графических программах и на их основе были сделаны трафареты, при помощи которых и создавались живописные произведения. Так, образы несколько раз вычищались, тестировались, обобщались, избавляясь от всего лишнего. В результате проект представляет собой сложный продукт. Картины можно сравнить с многослойной классической живописью, но здесь имеются ввиду не только реальные слои краски, но и мысленные, подразумеваемые, читаемые.
На визуальной памяти современного зрителя немало изображений, иллюстрирующих физические упражнения: это и графичные рисунки в старых советских учебниках по физкультуре и живые фотографии в глянцевых журналах. Но данная серия - не иллюстрация к книге по йоге, а художественное высказывание на тему спорта, в данном случае йоги. Цель не показать упражнение, а представить предельное обобщение опыта. В результате образы показаны как формулы, знаки. В плане построения повествовательного ряда картин читается некоторое влияние и применение постмодернистских методик. В стремлении выразить формулу некоего явления и определённое обращение к медиа угадывается опыт поп-арта, а в зависимости живописного решения от фотографии прочитывается фото-реализм.
По своей сути эти картины – упражнение в йоге на холсте. Сергиенко сделал асаны, сфотографировался и живописно переработал полученные изображения. Так он довёл позы до совершенства, до их эстетической чёткости и заключил асаны в двухмерное пространство холста.
Анна Спиридонова
искусствовед
Комментарии
Подписаться