…мы ходили в Театр.doc на удивительный спектакль "89-93 (Сквоты)". Который мне очень понравился, несмотря на обилие мата и общую вульгарность современного искусства. Актеры очень сильные, энергичные; буквально за 10 минут им удалось во всей красе описать характер и личность каждого участника сквота. Очень понравился общий интерактивный подход и - в частности - борщ :) И больше всего понравилась, конечно, внутренняя логика повествования. В общем, рекомендую прочитать небольшой анонс на спектакль и, если после этого интерес не угаснет, набраться мужества и пойти на спектакль. Ближайший, кажется, 6 мая.
СКВОТЫ
Когда я подошла ко входу в Театр.doc, подумала: "Надо показать это место Светке". Удивительно, но к женщине с билетами буквально подлетела довольно пожилая пара. И он и она были одеты, по сравнению с остальными зрителями, скромно. Судя по виду, супруги-бюджетники собрались в какой-нибудь МХАТ. Но, видимо, они знали о театре DOC побольше мальчиков в фриковских шапочках.
Я в своих шпильках и коротком-коротком платье чувствовала себя, мягко говоря, не в своей тарелке, особенно, когда пыталась примоститься на "сиденье" - тонкую подушечку, брошенную а скамейку, высотой по щиколотку. Так вот каких жертв требует искусство! :))
В самом начале актеры повторяют перфоманс "Мухомор" бог знает какого года: художник вылил на себя тазик, пардон, мочи своих друзей. Я еще думала: нафига это ставить в начало? если там и вправду присутствует эта жидкость, то ведь пахнуть будет весь спектакль! Ремарка "мы это все разбавили" добавила уверенности, что блллин, о зрителе нифига не заботятся. Но, судя по всему, над актером и над гостями сжалились. Запаха не было. А дальше перфомансы пошли в нужном порядке: сначала "Море водки" (гостям раздали стаканчики), а затем "Борщ" (гостям дали возможность закусить). Борщ был недоваренный, насчет водки не знаю :))
А вообще "Сквоты" - как страница в энциклопедии. Имена, названия, даты, интервью, фотографии. Наверняка, на словах "Ну, этого-этого особо представлять не надо, его все знают", большая часть аудитории действительно понимала, о ком речь. Все-таки о знаковых фигурах современного искусства! А я жалела, что не запомнила имен, хотя обещала себе погуглить :))) Таким образом, удовольствие от спектакля умножается на два, если знаешь кодовые имена и фамилии.
Но мне и так дико понравилось! Когда я выходила из театра, была уже на 100% уверена: надо показать его Светке.
«Андеграунд нынче в моде: в Московском доме фотографии отбоя нет от посетителей выставки «Мода и стиль», а в центре современной культуры «Гараж» открывается выставка «Альтернативная мода до прихода глянца». Юбка из красного советского знамени, кринолин из одеяла, платье из украденных в гостинице штор, сделанная своими руками гимнастерка в стразах - на вес золота у богемной публики. Кстати, многие экспонаты выставки ничуть не хуже нарядов Леди Гаги или костюмов из коллекций Вивьен Вествуд!
Дух богемной тусовки времен перестройки вернулся в Москву не только на модной выставке: посмотреть, как жили современные художники тех времен, можно в уникальном спектакле «89 - 93» («Сквоты»), премьерные показы которого накануне состоялись в «Театре.doc».
Участники спектакля не только рассказывают, в каких условиях жили первые современные художники, но и предлагают всем зрителям поучаствовать в перфомансах, которые в свое время прославили представителей искусства. Во время представления актеры угощают зал борщом и обсыпают перьями из подушки.
Конечно, в спектакле покажут не только атмосферу творческого братства, но и всю неприглядную изнанку жизни художников, которые зачастую голодали и становились жертвами своих амбиций.
Так что если ты устала от приглаженных фотографий известных персон на красных дорожках и строгих классических галерей, смело погружайся в атмосферу неформальной моды и искусства!»
Дина Годер, критик. Опубликовано здесь.
«…В доке – «Сквоты 89-93» - Руслана Маликова. Страннейшее произведение, прежде всего по задачам. Поспрашивали людей, живших в сквотах и вообще около арт-среды на рубеже 90-х (тут главный герой – Авдей Тер-Оганьян), сделали про них набросок спектакля, потом показали его своим героям – тем не понравилось, тогда ввели их претензии в спектакль, но и сами разозлились – и свое отношение ввели. Теперь получился спектакль про алкаголиков и идиотов с манией величия, которые только и норовят каждый свой чих и свинство назвать перформансом. Не берусь спорить, но, если к этому так относиться, то зачем и делать было, получается обывательщина в духе – чего это Малевич художник, я такой квадрат и сам нарисую. В некотором смысле это плохая рифма к спектаклю «Зажги мой огонь» и даже предостережение от такого способа работы с реальностью».
Отзывы, пришедшие по электронной почте:
*******
«Театр.doc, спектакль ”89 - 93 (Сквоты)”. Искусство, ушедшее в подвалы в советское время, и ныне находится там. Спектакль вроде как о художниках, вроде как о другом времени, но невольно ассоциируешь его с самим театром. Чем вам режиссеры и постановщики спектакля – не художники? А помещение – вполне может походить на сквот. Эта документальная пьеса отражает в себе сущность театра, как показалось после просмотра».
*******
«На часах 22.15. Из Театра.doc высыпает оживленная толпа зрителей, обсуждают спектакль "89 - 93" (Сквоты), кто-то говорит: "приеду домой, сразу в интернет, всё прочитаю о них", кто-то выводит черным маркером на доске рядом с театром: "Все мы немножко в будущем, всем нам немножко страшно".
И, действительно, спектакль - о современном искусстве "далеких 90-х", однако, не покидает мысль, что история - про нас. Про наше современное искусство, художников и культурную революцию. Особенно зацепило это ощущение жутковатого будущего: разговоры об искусстве, которое во всем и ничем. Квартира, в которой нет жизни, зато каждое действие ее обитателей - хэппеннинг или перформанс. Герои живут мгновением, оправдывают свои ошибки и заблуждения "особым взглядом на мир". При этом спектакль - не просто зарисовка, мы видим завершение истории: кого-то из художников убивают, кто-то жалуется на галеристов, кто-то стал популярным, хотя относился к своим работам, как к забаве.
И все-таки, я думаю, главная цель спектакля была именно в передаче духа жизни интеллигенции 90-х. На сцене восстанавливают хэппенинги и акции, показывают фотографии героев, и невольно зритель сам становится частью спектакля, пропадает граница между действием на сцене и реакцией зала. Всем предлагают выпить и попробовать борща, по всему залу летают перья, а актеры постоянно взаимодействуют с гостями.
Мне кажется, этот спектакль необходимо именно пережить, прочувствовать. Потому что за 2 часа действия ты настолько погружаешься в атмосферу того времени, мыслей и идей художников, что сам начинаешь смотреть на мир их глазами. И именно в этом, по-моему, заключается, тот опыт, за которым и идет зритель в театр.doc.
Комментарии
Подписаться